Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 930962-6 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации",
внесенному депутатом Государственной Думы В.Г. Соловьёвым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 930962-6 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", внесенным депутатом Государственной Думы В.Г. Соловьёвым, предлагается установить запрет для гражданских служащих пользоваться программными продуктами и техническими средствами связи, которые могут использоваться для несанкционированного доступа к сведениям конфиденциального характера и служебной информации.
С этой целью предлагается внести соответствующие изменения в статью 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Актуальность законопроекта обосновывается его автором необходимостью соблюдения требований информационной безопасности при использовании федеральными государственными служащими программных продуктов и технических средств связи, посредством которых иностранные разведки могут относительно легко получать сведения конфиденциального характера и служебную информацию.
В связи с данным законодательным предложением необходимо отметить следующее.
Предлагаемое законопроектом изменение, как следует из пояснительной записки, направлено на обеспечение защиты служебных сведений, доступ к которым ограничен органами государственной власти, или служебной информации, которую используют гражданские служащие в связи с исполнением должностных обязанностей, и в целом не вызывает возражений принципиального характера.
В то же время необходимо подчеркнуть, что пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) установлена обязанность гражданского служащего не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
При этом в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 79-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений.
Помимо этого, согласно статье 17 Федерального закона N 79-ФЗ в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Таким образом, механизм защиты служебных сведений, доступ к которым ограничен, действующим законодательством уже установлен в достаточном объёме.
По мнению Комитета, для реализации заявленных законопроектом целей, таких как повышение защиты от несанкционированного доступа к сведениям, отнесённым в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, которую используют гражданские служащие в связи с исполнением должностных обязанностей, полный запрет на использование каких-либо широко распространённых программных продуктов или технических средств связи является избыточным. Представляется целесообразнее рассмотреть вопрос об ограничении использования государственными служащими для обмена конфиденциальной или служебной информацией систем, которые не относятся к государственным информационным системам.
Одновременно, из буквального содержания предлагаемого изменения "_гражданскому служащему запрещается пользоваться программными продуктами или техническими средствами связи, которые могут использоваться для несанкционированного доступа к сведениям конфиденциального характера или служебной информации_.." следует, что запрет пользования программными продуктами или техническим средствами связи вводится для ограничения возможностей гражданских служащих иметь несанкционированный доступ к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, что не соответствует изложенным в пояснительной записке целям принятия законопроекта.
Если же указанный запрет адресован гражданским служащим с целью ограничения возможностей третьих лиц по несанкционированному доступу к имеющимся у гражданских служащих сведениям конфиденциального характера или служебной информации, то вызывает сомнения необходимость распространения предлагаемого запрета на всех гражданских служащих, учитывая, что не все гражданские служащие замещают должности, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную, служебную или иную, охраняемую федеральным законом тайну. В связи с чем, распространение вновь устанавливаемого законопроектом ограничения на всех гражданских служащих требует дополнительного обоснования.
Кроме того, из указанного положения не ясно, вправе ли гражданские служащие пользоваться такими программными продуктами и техническими средствами связи в нерабочее время в личных целях.
Следует также отметить, что в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы являются единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. В этой связи проектируемый запрет должен распространяться не только на государственную гражданскую службу, но и на военную службу, государственную службу иных видов и муниципальную службу. Исходя из того, что отдельные лица являются носителями сведений конфиденциального характера повышенной степени секретности, действие проектируемого федерального закона следует распространить и на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности.
Предлагаемая формулировка "пользоваться программными продуктами или техническими средствами связи, которые могут использоваться для несанкционированного доступа к сведениям конфиденциального характера или служебной информации" не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности, поскольку допускает неоднозначное толкование при применении.
Помимо этого, из представленной редакции законопроекта не вполне ясен механизм реализации предлагаемого ограничений, связанного с гражданской службой, а также контроля за его соблюдением гражданскими служащими.
По нашему мнению также требуется оценка затрат бюджетов различных уровней для исполнения служебных обязанностей различных категорий государственных служащих при запрете использования отдельных программных продуктов или технических средств связи.
Кроме того, по тексту законопроекта имеется замечание юридико-технического характера. В наименовании законопроекта указано на внесение изменения в статью 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при этом статья 1 законопроекта предлагает внести изменение в статью 48 указанного Федерального закона.
На основании изложенного, в связи с избыточностью полного запрета на использование каких-либо широко распространённых программных продуктов или технических средств, недостаточной обоснованностью распространения вновь устанавливаемого законопроектом ограничения на всех гражданских служащих, не распространением рассматриваемой нормы на муниципальную службу и военную службу, государственную службу иных видов, неоднозначностью предлагаемых формулировок и не вполне ясным механизмом реализации предлагаемого ограничения и контроля его соблюдения, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 930962-6 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", внесенным депутатом Государственной Думы В.Г. Соловьёвым.
Председатель Комитета | В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.