Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 949395-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части установления обязанности депутата и основания досрочного прекращения депутатских полномочий)
внесен Орловским областным Советом народных депутатов
(утв. решением Комитета от 17 марта 2016 г. N 139/2)
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 декабря 2015 года (протокол N 276, пункт 72) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 949395-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроектом предлагается ввести обязанность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать личное участие в заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Также предлагается установить в качестве основания досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации многократное отсутствие (пять и более раз подряд) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации без уважительной причины на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность коллегиального органа законодательной власти зависит от количества замещенных мандатов.
Правомочность же заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации, с единственным условием, при котором заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов.
Таким образом, предлагаемое основание досрочного прекращения полномочий депутата может привести к ситуации, когда законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации окажется в неправомочном составе и приведет к необходимости проведения дополнительных выборов. В тоже время присутствие депутатов на заседании влияет не на правомочность органа, а на легитимность принимаемых на конкретном заседании решений.
Депутатская деятельность сводится не только к посещению заседаний законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации, но подразумевает ряд других функций: участие в работе комиссий, рабочих групп, координацию отдельных направлений деятельности законодательного (представительного) органа, участие в законопроектной деятельности, в работе фракций, работу с избирателями и прочее.
Заметим, что статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет, что носитель суверенитета и единственный источник власти в России - ее многонациональный народ, который осуществляет эту власть, в том числе, через органы государственной власти. Это означает, что в соответствии с принципом народовластия депутаты связаны волей народа (избирателей) в рамках конституционного правонаделения, действуют в интересах граждан.
Правовой статус депутата обусловлен самим актом избрания на выборах. В связи с этим обусловлен особый статус депутатов всех уровней и определены гарантии их деятельности. Одной из таких гарантий является особый порядок прекращения их полномочий - досрочное прекращение полномочий депутата должно быть связано с исключительными обстоятельствами, например, в случае совершения им деяний, не совместимых со статусом депутата.
На основании вышеизложенного Комитет считает недостаточно обоснованным принятие указанного проекта федерального закона, не поддерживает его и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета | В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.