Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 984261-6 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
(о переносе срока разработки документов стратегического планирования)
внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 984261-6 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (о переносе срока разработки документов стратегического планирования) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается перенос на два года (с 1 января 2017 года на 1 января 2019 года) срока разработки документов стратегического планирования, что обусловлено изменением Правительством Российской Федерации сроков подготовки, согласования и утверждения Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Стратегия), которая теперь должна быть разработана до декабря 2017 года.
Как следует из пояснительной записки, решение о переносе срока подготовки Стратегии вызвано необходимостью более полного охвата в ней всех сфер жизни общества, в том числе вопросов культуры, технологий, права, развития государственных институтов, безопасности, а также привлечения к её разработке и обсуждению более широкого круга участников, в том числе экспертов, представителей бизнес-сообщества, научных кругов и институтов гражданского общества. Помимо этого, срок разработки Стратегического прогноза Российской Федерации, на оценках и выводах которого основываются основные положения Стратегии, установлен до октября 2016 года.
В свою очередь, Стратегия является одним из основных целеполагающих и системообразующих документов стратегического планирования верхнего уровня и основанием для разработки и корректировки всей совокупности нижестоящих документов стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, на разработку которых потребуется не менее 1 года.
Законопроектом также предусматривается перенос срока по осуществлению информационного обеспечения стратегического планирования с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года, что объясняется необходимостью доработки Федеральной информационной системы стратегического планирования, а также её интеграции с другими информационными системами и ресурсами (с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015 года N 1278 "О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе "Управление").
По мнению Правительства Российской Федерации, ускоренная (в срок до 1 января 2017 года в соответствии с действующим законодательством) разработка и взаимная увязка документов стратегического планирования всех уровней приведет к нарушению принципов стратегического планирования, снизит качество документов стратегического планирования и окажет негативное влияние на систему стратегического планирования в России в целом.
Комитет отмечает, что нормативно-правовая база необходимая для реализации федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) создаётся Правительством Российской Федерации с отставанием от установленных сроков.
Так, проведенный Счетной палатой Российской Федерации мониторинг реализации плана по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона (утвержденный 26 сентября 2014 г. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым) (далее - План), показал, что из 17 пунктов Плана, по 3 пунктам соответствующие документы Правительством Российской Федерации не утверждались.
В частности, вплоть до настоящего времени Правительством Российской Федерации не принято предусмотренное пунктом 17 Плана постановление Правительства Российской Федерации "О порядке согласования стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации".
Также до сих пор фактически не выполнены пункты 1 и 4 Плана в части разработки плана подготовки предусмотренных Федеральным законом документов стратегического планирования, содержащего сроки их разработки и утверждения (одобрения) и предложений по приведению действующих документов стратегического планирования федерального уровня, принятых до дня вступления в силу Федерального закона, в соответствие с ним (по вопросам ведения Правительства Российской Федерации).
В отсутствие указанных решений Правительства Российской Федерации координация деятельности федеральных министерств и ведомств по реализации Федерального закона будет затруднена.
Комитет обращает внимание на то, что отсутствие внятных стратегических ориентиров существенно затрудняет преодоление кризисных явлений в российской экономике, её структурную перестройку и модернизацию, что не позволяет России выйти на траекторию устойчивого развития.
В свою очередь, не имея стратегии социально-экономического развития страны в целом, сложно разрабатывать стратегии развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также стратегии ведения своего бизнеса.
Соответственно, отсутствие четких долгосрочных ориентиров развития страны весьма негативно отражается на инвестиционной активности российского бизнеса. В условиях экономической неопределенности предприниматели, в первую очередь, сокращают расходы на собственное развитие, приостанавливают финансирование ранее начатых инвестиционных проектов или даже осуществляют вывоз капитала из страны.
В этой связи для ускорения решения накопившихся в экономике страны проблем Комитет считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о максимально возможном сокращении сроков переноса разработки документов стратегического планирования.
В частности, Комитет считает целесообразным дифференцировать сроки разработки документов стратегического планирования по уровням: на федеральном - до 1 января 2018 года, а на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - до 1 января 2019 года.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 19 Федерального закона отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации подлежат утверждению Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) в течение года со дня утверждения стратегии национальной безопасности Российской Федерации, то есть до 1 января 2017 года. В связи с тем, что предлагаемое законопроектом продление срока подготовки документов стратегического планирования распространяется, в том числе и на отраслевые документы, может возникнуть правовая коллизия в части сроков утверждения указанных документов (до 1 января 2017 года или до 1 января 2019 года), которая при доработке законопроекта ко второму чтению должна быть устранена.
Следует также обратить внимание на то, что согласно пункту 2 части 3 статьи 47 Федерального закона надлежит до 1 января 2017 года привести в соответствие с Федеральным законом действующие документы стратегического планирования, принятые до дня вступления его в силу.
В этой связи Комитет полагает важным отметить, что по мере утверждения (одобрения) новых документов стратегического планирования в предусматриваемый законопроектом срок до 1 января 2019 года, включая стратегию социально-экономического развития Российской Федерации, проведенная до 1 января 2017 года работа по приведению действующих документов стратегического планирования в соответствие с Федеральным законом будет утрачивать актуальность, и ее необходимо будет повторить.
Поэтому, принимая во внимание предлагаемые законопроектом изменения сроков принятия всех документов стратегического планирования, Комитет считает целесообразным уточнить сроки приведения в соответствие с Федеральным законом действующих документов стратегического планирования, принятых до издания Федерального закона.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 984261-6 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета | А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.