Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 955220-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования правил о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение),
внесенному Правительство Российской Федерации
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18.01.2016 года (выписка из протокола N 278, п. 71) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального N 955220-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правил о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение), внесенный Правительство Российской Федерации, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Законопроект разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с жалобой граждан В.А. Князик и П.Н. Пузырина" (далее - постановление).
Указанным постановлением Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признав их не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу сложившейся правоприменительной практики не допускают в указанном случае выплату добросовестному приобретателю разовой компенсации за счет казны Российской Федерации по мотиву отсутствия оснований для привлечения компетентного государственного органа к ответственности за незаконные действия (бездействие), связанные с производившейся им государственной регистрацией прав на жилое помещение.
В силу общего правила убытки, причиненные по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество (при незаконном отказе в государственной регистрации прав на имущество, внесении в ЕГРП незаконных или недостоверных данных о праве и др.), подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в полном объеме (пункт 9 статьи 8.1 ГК РФ, статья 31 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ). Данный правовой механизм может быть задействован собственником (добросовестным приобретателем) имущества только в случаях незаконных действий регистрирующего органа, ответственность за которые несет государство.
Во всех других ситуациях, к которым относятся и обстоятельства дела заявителей, - когда имущественный вред связан исключительно с противоправными действиями третьих лиц, то есть причинителей вреда, признанных таковыми вступившим в законную силу судебным решением, установившим их обязанность возместить нанесенный вред, но с которых получить взыскание по исполнительному документу в течение установленного законом срока не удалось, - государство не несет юридической (негативной) ответственности за причиненный собственнику (добросовестному приобретателю) имущества вред.
В то же время, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, в целях обеспечения гарантий стабильности гражданского оборота и исходя из необходимости защиты права частной собственности, государство вправе добровольно возложить на себя часть финансового бремени, вызываемого указанными негативными последствиями. Именно это установлено в статье 31.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", где такая компенсация выступает в качестве материальной гарантии права на жилище и предназначена, в частности, для случаев, когда от добросовестного приобретателя жилое помещение было истребовано и если в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению.
При этом, указанная норма не требует установления обстоятельств, свидетельствующих о совершении регистрирующими органами неправомерных действий.
Тем не менее, судебная практика зачастую, при решении указанного вопроса, отождествляет предусмотренный данной статьей правовой механизм с механизмом ответственности компетентных органов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (стать 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), что позволяет судам отказывать в выплате разовой компенсации добросовестному приобретателю, от которого было истребовано жилое помещение, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения государственного органа к ответственности за незаконные действия (бездействие), связанные с производившейся им государственной регистрацией прав на жилое помещение.
Предусмотренный частью 3 статьи 31.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядок выплаты Российской Федерацией компенсации до настоящего времени Правительством Российской Федерации не разработан.
В постановлении Европейского суда по правам человека от 6 декабря 2011 года по делу "Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации" (жалоба N 7097/10) указано, что риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство и такие ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступающим в силу с 1 января 2017 года, уточнены положения относительно оснований и размера выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение.
Так, в соответствии с положениями статьи 68 указанного федерального закона физическое лицо - собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, имеет право на выплату за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на такое жилое помещение (далее - однократная компенсация).
Однократная компенсация производится в сумме, установленной вступившим в законную силу решением суда, если в соответствии с этим решением суда взыскание по исполнительному документу прекращено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, в случае:
1) смерти должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) внесения записи об исключении юридического лица (должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом, однократная компенсация не может превышать один миллион рублей.
Законопроектом предлагается внести аналогичные положения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исключив из него статью 31.1 и дополнив его соответствующей новой главой, а также уточнив юридический термин "компенсация" с учетом мнения Конституционного Суда Российской Федерации.
Анализируя предложенные изменения, Комитет отмечает нецелесообразность юридико-технических изменений структуры обоих федеральных законов.
Законопроектом предлагается указанные статьи, регулирующие ответственность органа регистрации прав и закрепляющие правила компенсации за утрату права собственности на жилое помещение за счет казны Российской Федерации, ввести в действие с 1 января 2017 года, в то время как по действующей редакции эти нормы должны вступить в силу с 1 января 2020 года.
Обоснование предложенных изменений не нашло отражение в пояснительной записке к законопроекту.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству полагает возможным поддержать проект федерального закона N 955220-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета | Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.