Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 756298-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(об определении доли торговых мест, предоставляемых на розничных рынках местным товаропроизводителям),
внесенному депутатами Государственной Думы О.Д. Валенчуком, А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, С.М. Катасоновым, С.В. Максимовой, А.Л. Маркиным, В.В. Семеновым, И.К. Сухаревым, К.И. Черкасовым, И.Ю. Дроздовым
Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 756298-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об определении доли торговых мест, предоставляемых на розничных рынках местным товаропроизводителям) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы О.Д. Валенчуком, А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, С.М. Катасоновым, С.В. Максимовой, А.Л. Маркиным, В.В. Семеновым, И.К. Сухаревым, К.И. Черкасовым, И.Ю. Дроздовым.
Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 15 Федерального закона от 31 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) в части предоставления торговых мест гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции в количестве, определенном органом муниципального образования, на территории которого находится рынок, но не менее чем 25% от общего числа торговых мест на универсальном рынке в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Количество торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции товаропроизводителями, указанными в части 2 настоящей статьи, в выходные и праздничные дни не должно быть ниже количества торговых мест, предоставляемых товаропроизводителям в рабочие дни.".
Вместе с тем законопроектом предлагается дополнить статью 15 Федерального закона N 271-ФЗ положением, закрепляющим право предоставления торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей лишь в случае, если количество товаропроизводителей, зарегистрированных в субъекте, на территории которого находится рынок, составляет менее 25% от общего числа торговых мест на универсальном рынке или заявки отсутствуют и данная возможность предоставлена товаропроизводителям, зарегистрированным в иных субъектах Российской Федерации, либо подобные заявки отсутствуют.
По мнению авторов законодательной инициативы, законопроект направлен на стимулирование экономики Российской Федерации и субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственных товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация.
Принятие данного законопроекта будет обеспечивать стимулирование реализации российскими хозяйствующими субъектами произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также создание условий для импортозамещения продовольственных товаров на прилавках торговых сетей и рынков субъектов Российской Федерации путем установления обязательной минимальной доли торговых площадей для продажи товаров местных производителей.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии со статьями 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания входит в перечень вопросов местного значения, которые должны решаться на местном уровне самоуправления.
Предлагаемая законопроектом идея в целом заслуживает поддержки, так как в настоящее время порядок ограничения доступа иностранных производителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, к сбыту сельскохозяйственной продукции прямо не закреплен и не отграничен от производства и реализации сельхозпродукции отечественными производителями в данной сфере, что вызывает разноречивые подходы и проблемы на практике.
Вместе с тем представляется, что предлагаемое регулирование не обеспечит необходимого четкого разграничения по производству и реализации преимущественно отечественной сельскохозяйственной продукции между управляющей рынком компанией, лицом, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, и собственно товаропроизводителем, поскольку предмет регулирования самих правил определения происхождения страны - производителя не определен и не отграничен от таможенного законодательства.
Кроме того, законодательством в настоящее время не определены понятия "сельскохозяйственная продукция отечественного производства", "иностранный товаропроизводитель" в части сельскохозяйственного производства.
Следует также отметить, что в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года "О развитии сельского хозяйства" N 264-ФЗ наряду с гражданами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции выделяются также организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и др., которые также могут реализовывать продукцию на розничных рынках через продавцов отечественной сельскохозяйственной продукции, производимой в данных организациях.
Представляется необходимым уточнение того, распространяется ли предлагаемые законопроектом положения для внесения в статью 15 по предоставлению торговых мест на универсальных рынках на данную категорию сельхозтоваропроизводителей и на статьи 16, 17 Федерального закона N 271-ФЗ, регулирующих особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках поскольку данные категории производителей и рынки также нуждаются в определении, по крайней мере, минимальной доли участия отечественных производителей и продажи отечественной сельскохозяйственной продукции.
Для устранения препятствий доступа отечественных производителей в крупные торговые сети городов, повышения требований сетей к качеству, доступу и цене вхождения импортной продукции в сферу торговли, а также установление нормативов наличия качественной отечественной продукции (отдельных групп отечественной продовольственной продукции) в торгово - сбытовой сети регионов страны - не менее 70%, необходимо также внесение соответствующих поправок в Федеральный закон от 26 июня 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (статья 5 "Доминирующее положение").
Вместе с тем, необходимо совершенствование законодательства для формирования эффективной цепи закупок, переработки и хранения продовольственной продукции (в том числе у населения), а также поддержка производителей в системе как розничной, так и оптовой торговли в целях решения задач по импортозамещению в стране.
В связи с вышеизложенным в рамках вопросов своего ведения Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию данного законопроекта с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета | В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.