Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 756298-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(об определении доли торговых мест, предоставляемых на розничных рынках местным товаропроизводителям)
внесен депутатами Государственной Думы О.Д. Валенчуком, А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, С.М. Катасоновым, С.В. Максимовой, А.Л. Маркиным, В.В. Семёновым, И.К. Сухаревым, К.И. Черкасовым, И.Ю. Дроздовым, Д.А. Литвинцевым
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 756298-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об определении доли торговых мест, предоставляемых на розничных рынках местным товаропроизводителям), внесенный депутатами Государственной Думы О.Д. Валенчуком, А.А. Ищенко и др., и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), в соответствии с которыми количество мест, предоставляемых на универсальных розничных рынках гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством для реализации сельскохозяйственной продукции, должно быть не менее 25%. При этом устанавливается очередность предоставления таких торговых мест. Приоритет отдается местным сельхозпроизводителям, в случае их отсутствия торговые места должны предоставляться сельхозпроизводителям из других субъектов РФ, а при наличии оставшихся свободных торговых мест - иностранным гражданам.
Данный законопроект, по мнению авторов, направлен на поддержку российских сельхозтоваропроизводителей и призван обеспечить им доступ к системе сбыта продукции.
Следует отметить, что Федеральный закон N 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках. Этот вид деятельности является предпринимательским, в основе которого лежат гражданско-правовые отношения.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, свободы договора и беспрепятственного осуществления гражданских прав. Предприниматели приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. При этом товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг допускаются в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 Гражданского кодекс РФ).
Соответственно, уполномоченная рынком компания, являясь коммерческой организацией, в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (ст.50 Гражданского кодекса). В связи с этим, сомнительными и недостаточно обоснованными представляются предлагаемые законопроектом ограничения к предоставлению торговых мест, которые имеют административный характер и приводят к ограничению конкуренции на товарных рынках. Тогда как ст. 8 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Законопроект также не соответствует основным принципам и целям функционирования единого экономического пространства, закрепленным в Договоре о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), к которым относится соблюдение принципов рыночной экономики, добросовестной конкуренции, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза. Более того, ст. 76 Договора устанавливает прямой запрет на действия (бездействие) хозяйствующий субъектов, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).
Кроме этого, определение единой доли торговых мест, предоставляемой местным товаропроизводителям на универсальных рынках, не стимулирует развитие сельскохозяйственных розничных рынков, сезонных ярмарок и не учитывает особенности территориального и экономического развития регионов.
Представляется также, что законопроект не решает поставленные законопроектом цели по поддержке сельхозтоваропроизводителей и поиску путей реализации с/х продукции. Решение этих проблем выходит за рамки регулирования Федерального закона N 271-ФЗ и представляет собой реализацию целого комплекса оперативных мер в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы и работы Правительственной комиссии по импортозамещению.
Следует отметить, что предпринимаемые в связи со сложной внешнеполитической ситуацией и действием выдвинутых в отношении России экономических санкций и ответного российского эмбарго меры уже привели к тому, что складывается устойчивая тенденция к замещению на российском рынке импортного продовольствия отечественными продовольственными товарами.
В частности, в федеральном бюджете на 2016 год расходы на сельское хозяйство составят 220,9 млрд рублей, что на 29,7 млрд. руб. больше, чем в 2015г., Предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники (1,8 млрд рублей), на создание и модернизацию объектов плодохранилищ (1,2 млрд рублей), на развитие растениеводства, переработки, реализации, развития инфрастуктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства (22 млрд рублей), оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям (23,2 млрд рублей), на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры логистического обеспечения рынков (31,5 млрд рублей), на поддержку региональных программ в области растениеводства и животноводства (4 млрд рублей), производителей молока (30 млрд рублей), поддержку малых форм хозяйствования, начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм (15 млрд рублей), развитие овощеводства и картофелеводства (5,3 млрд рублей), развитие рыбохозяйственного комплекса (5,8 млрд рублей).
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству считает принятие проекта федерального закона нецелесообразным и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета | А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.