Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 585441-6 "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 585441-6 "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о нормативах зачисления налога на добычу полезных ископаемых), внесенный Магаданской областной Думой, и отмечает.
Законопроектом предлагается исключить из налоговых доходов федерального бюджета поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, из россыпных месторождений, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах Дальнего Востока и Байкальского региона с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км, и зачислять указанные поступления в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
В пакете с данным законопроектом Магаданской областной Думой внесен законопроект N 585435-6 "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым предлагается установить пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых в виде концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, из россыпных месторождений, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах Дальнего Востока и Байкальского региона с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км, в размере 3,6 процентов.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, составляет 6,0% и согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации распределяется в размере 40% в доходы федерального бюджета и 60% - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическим обоснованиям к законопроектам установление ставки по налогу на добычу полезных ископаемых в виде концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, в размере 3,6% и норматива зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100% для указанных предприятий Дальнего Востока и Байкальского региона должно обеспечить дополнительно поступление доходов в бюджеты Магаданской области, Чукотского автономного округа, Забайкальского края, Хабаровского края, Камчатского края и Республики Саха (Якутия) не менее чем 219 млн. рублей ежегодно, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - 164 млн. рублей и налогу на доходы физических лиц - 55 млн. рублей.
При этом принятие указанных законопроектов повлечет за собой сокращение доходной части федерального бюджета почти на 143 млн. рублей в год. Вместе с тем, источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не указаны.
Следует отметить, что из пояснительной записки к законопроекту неясно, как изменение ставки НДПИ и перераспределение нормативов зачисления НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, из россыпных месторождений, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах Дальнего Востока и Байкальского региона, между бюджетными уровнями приведёт к эффекту увеличения разработки этих месторождений.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечается, что выбранный авторами законопроекта механизм перераспределения нормативов зачисления налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами оказывает лишь опосредованное влияние на заявленную в пояснительной записке цель - увеличение уровня добычи россыпного золота в труднодоступных районах, поскольку влияет в первую очередь на межбюджетные отношения.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" для организаций - участников Особой экономической зоны в Магаданской области законом Магаданской области может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области (не выше 13,5 процента). При этом налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Также для налогоплательщиков - участников Особой экономической зоны в Магаданской области, осуществляющих добычу полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, уплата налога в отношении полезных ископаемых предусматривается с коэффициентом 0,6.
Таким образом, вследствие принятых экономических и налоговых преференция для предприятий Магаданской области законопроект свою актуальность утратил.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам не считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 585441-6 "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета | А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.