Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 777765-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
(в части введения государственного пожарного надзора при строительстве, реконструкции объектов защиты особого статуса) -
внесен Государственным Советом Республики Татарстан
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 777765-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части введения государственного пожарного надзора при строительстве, реконструкции объектов защиты особого статуса), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которому государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к объектам защиты особого статуса, проводится на основании заключения органа федерального государственного пожарного надзора по месту их нахождения. Также предлагается предусмотреть при строительстве, реконструкции таких объектов осуществление федерального государственного пожарного надзора, заключение которого обязательно для получения разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию.
Согласно пояснительной записке к законопроекту его принятие позволит повысить эффективность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов защиты особого статуса.
Комитет поддерживает идею о необходимости повышения качества строительства и безопасности зданий и сооружений. Вместе с тем, по законопроекту Комитет отмечает следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы проектной документации объектов капитального строительства является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Согласно части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является в частности проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности. Так, согласно статье 8 указанного федерального закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Также требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения установлены статьей 17 указанного федерального закона и Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Таким образом, в рамках осуществления государственной экспертизы проектной документации, государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства проверяется соответствие проектной документации, выполняемых работ всем требованиям безопасности, в том числе требованиям пожарной безопасности.
Кроме того, согласно части одиннадцатой статьи 6 Закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Представляется, что установление дополнительного административного барьера в виде федерального государственного пожарного надзора при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства приведет к дублированию функций органов государственной власти и затягиванию сроков строительства.
По мнению Комитета, в целях обеспечения при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства требований безопасности, в том числе, пожарной безопасности, следует вместо введения дополнительных видов надзора, совершенствовать уже предусмотренные законодательством механизмы осуществления контроля, в том числе, путем совершенствования порядка проведения экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора, расширения перечня объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе и при строительстве, реконструкции которых осуществляется государственный строительный надзор.
Помимо государственного строительного надзора Градостроительным кодексом Российской Федерации закреплены дополнительные меры ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, в том числе, путем возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения (статья 60 ГрК РФ), что позволяет, по мнению Комитета, сделать вывод о том, что законодательство о градостроительной деятельности содержит достаточные правовые инструменты для обеспечения требований безопасности при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Следует также отметить, что в федеральном законодательстве отсутствует такое понятие как "объекты защиты особого статуса". Также в настоящее время Законом N 69-ФЗ не предусмотрены полномочия органов пожарного надзора по выдаче заключений на проектную документацию и осуществлению такого надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Проект федерального закона N 777760-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности", которым предусматривалось введение указанного понятия и полномочий органов, отклонен Государственной Думой (постановление Государственной Думы от 27.01.2016 N 8206-6ГД).
Таким образом, отсутствуют правовые механизмы реализации предлагаемых законопроектом изменений.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N 777765-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части введения государственного пожарного надзора при строительстве, реконструкции объектов защиты особого статуса), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета | А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.