Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 785164-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(в части установления особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности),
внесенному Курской областной Думой
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 785164-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части установления особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности), внесенному Курской областной Думой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Положения законопроекта направлены на упрощение государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество. При этом такое упрощение заключается в наделении органов местного самоуправления возможностью предоставлять на государственную регистрацию в качестве документа, содержащего описание объекта недвижимого имущества, декларации, форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Кроме того, в качестве документа, необходимого для осуществления государственной регистрации, предлагается установить документ органа местного самоуправления, подтверждающий что объект недвижимого имущества расположен на землях населенных пунктов в пределах границ соответствующего муниципального образования и предназначены для решения вопросов местного значения этого муниципального образования.
По мнению Комитета, предлагаемый подход фактически указывает на то, что в упрощенном порядке, предусмотренном проектируемой статьей 25.8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", можно осуществить государственную регистрацию только на объекты недвижимости, расположенные в границах населенных пунктов и предназначенные для решения вопросов местного значения. При этом, как указано в пояснительной записке посредством применения вышеуказанных проектируемых норм предлагается решить вопросы, связанные с государственной регистрацией объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Комитет считает необходимым отметить, что согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
При этом исходя из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации многие из вышеперечисленных объектов являются линейными и могут располагаться не только в границах населенных пунктов, но и пересекать границы иных категорий земель.
Так, в частности, размещение линейных объектов предусматривается на землях сельскохозяйственного назначения (пункт 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации), землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в ряде случаев, по мнению Комитета, проектируемые нормы не позволят реализовать задачи, заявленные в пояснительной записке.
Кроме того, в соответствии с проектируемым пунктом 3 статьи 25.8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется постановка земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, на государственный кадастровый учет.
Следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при государственном кадастровом учете земельного участка такому земельному участку должны быть присвоены уникальные характеристики, сведения о которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, в частности, описание местоположения границ земельного участка и его площадь.
Вместе с тем, как следует из проектируемых норм, ни один из представляемых на государственную регистрацию права муниципальной собственности документов, не содержит вышеуказанных сведений. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Данные сведения указываются в межевом плане.
На основании вышеизложенного, проектируемые положения пункта 3 статьи 25.8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не в полной мере соответствуют Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Также, по мнению Комитета, не может быть поддержано применение предлагаемого подхода к объектам недвижимости, строительство которых осуществлено и завершено в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, поскольку в настоящее время разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на сегодняшний день завершение строительства объектов, на которые возникает право муниципальной собственности, подразумевает необходимость внесения сведений о таких объектах в государственный кадастр недвижимости и осуществление государственной регистрации на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Председатель Комитета | А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.