Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 785164-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(в части установления особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности),
внесенному Курской областной Думой
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 сентября 2015 года Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 785164-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части установления особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности), внесенный Курской областной Думой.
В связи с началом процедуры разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и сельскими поселениями в их составе согласно нормам Федерального закона N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми муниципальным районам передана часть полномочий сельских поселений, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и установить на ограниченный период времени, по примеру "дачной амнистии", особенности государственной регистрации права муниципальной собственности на такое имущество в целях экономии бюджетных средств и обеспечения функционирования объектов жизнеобеспечения.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В современных финансово-экономических условиях облегчение (упрощение) процедуры государственной регистрации объектов недвижимого имущества для муниципальных образований носит безусловно актуальный и важный характер.
Однако, принимая во внимание, согласно пояснительной записке, факт наличия объектов недвижимого имущества в собственности коллективных или совместных хозяйств, следует также учитывать, что большая часть этих хозяйств была реорганизована более 15 лет назад и право собственности на часть объектов зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическими лицами - правопреемниками данных предприятий и физическими лицами, выходящими из состава коллективных или совместных хозяйств; оставшуюся же часть бесхозяйного недвижимого имущества муниципальные образования могут зарегистрировать, в числе прочих случаев, в силу приобретательной давности (часть 29 Приказа N 701 Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившего в силу с 1 января 2015 года).
Вместе с тем представляется, что положения части 2 статьи 1 предлагаемого законопроекта, устанавливающие среди оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества "документ органа местного самоуправления, подтверждающий, что объект недвижимого имущества расположен на землях населенных пунктов в пределах границ соответствующего муниципального образования и предназначен для решения вопросов местного значения этого муниципального образования" не достаточно конкретизированы и, в данном случае, необходимо уточнение формата и требований к документу (справка, акт, свидетельство или иной документ).
Кроме того, прослеживается противоречие в предлагаемой процедуре оформления документа.
Так, если, в соответствии с частью 2 статьи 1 законопроекта, декларация об объекте недвижимости является документом, содержащим описание объекта недвижимого имущества (в случае если такой объект не состоит на государственном кадастровом учете), то остается неясным, что является документом, содержащим описание объекта недвижимого имущества в случае наличия кадастрового номера объекта (объектов) недвижимости.
Вместе с тем, согласно части 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 424 "Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" реестр муниципального имущества состоит из трех разделов, первый из которых содержит сведения о муниципальном недвижимом имуществе, включая кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Таким образом, подчеркивая актуальность идеи проекта федерального закона, направленной на повышение активности и упрощение процедур по государственной регистрации объектов недвижимого имущества муниципальных образований и разграничению муниципальной собственности между сельскими поселениями и муниципальными районами в целях эффективного решения вопросов местного значения, по мнению Комитета, положения законопроекта не решают в полной мере поставленной цели.
На основании вышеизложенного, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 785164-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части установления особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности).
Председатель Комитета | В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.