Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 марта 2016 г. N 5.1-01/789
на проект федерального закона N 968427-6 "О внесении изменения в статью 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 25 марта 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 968427-6 "О внесении изменения в статью 162 Налогового кодекса Российской Федерации" внесен Правительством Российской Федерации 9 января 2016 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении была изменена первоначальная концепция законопроекта и было уточнено его наименование.
Федеральным законом положение подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающее включение в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) сумм страховых выплат, полученных налогоплательщиком от страховщика, в случае неисполнения договора поставки товаров (работ, услуг), риск неисполнения которого застрахован, дополняется условием, согласно которому это положение распространяется только на налогоплательщиков, применяющих пункт 5 статьи 170 Налогового кодекса.
Федеральный закон направлен на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2015 года N 19-П, которым признан не соответствующим Конституции Российской Федерации подпункт 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса в той мере, в какой эта норма допускала включение страховых выплат, полученных в связи с неисполнением договорных обязательств, в налоговую базу, в которой уже была учтена стоимость товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) по застрахованному и неисполненному договору. В соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации налогоплательщики, определяющие налоговую базу на момент отгрузки (передачи) товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), не должны подпадать под действие указанной нормы Налогового кодекса.
Федеральный закон в целом соответствует основам налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Формулировка статьи 2 Федерального закона о порядке вступления Федерального закона в силу соответствует формулировке абзаца первого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса. Однако с учетом того, что Федеральный закон направлен на реализацию решения Конституционного Суда Российской Федерации, возникает вопрос о том, почему Федеральный закон не вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что налогоплательщики, не перечисленные в пункте 5 статьи 170 Налогового кодекса, определяющие налоговую базу по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) не будут включать в налоговую базу суммы страховых выплат, полученные по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом. Однако отмечаем, что статья 197 Налогового кодекса, в соответствии с которой устанавливается дата, на которую определяется налоговая база по НДС, не содержит ссылки на пункт 5 статьи 170 Налогового кодекса, которым, как следует из письма Министерства финансов России от 19 сентября 2007 N 03-07-05/57, установлен особый порядок исчисления налога на добавленную стоимость. Согласно этому порядку банки вправе уплачивать налог в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, по мере получения оплаты, а суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) включать в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, также после их фактической оплаты. В случае изменения сложившегося толкования пункта 5 статьи 170 Налогового кодекса в рамках судебной практики, указанные в этом положении лица будут вновь поставлены в условия, ставшие причиной обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (федеральные налоги).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федерального налога. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 8 апреля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя | Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.