Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 176187-7 "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства.
Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком. Данная ответственность представляет собой административный штраф, который в соответствии частью 1 статьи 3.5 КоАП, является денежным взысканием, выраженным в рублях.
В то же время в соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Лесным кодексом и другими федеральными законами не установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, подлежат регулированию КоАП в части, касающейся обеспечения исполнения договорных обязательств, установления ответственности за неисполнение договорных обязательств.
Из содержания пункта 1 статьи 2, а также глав 30, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) также следует, что обязательства, возникающие в связи с исполнением договоров купли-продажи лесных насаждений, и договоров аренды, безвозмездного пользования, заключенных в отношении земельных (лесных) участков, регулируются гражданским законодательством.
В качестве обеспечения исполнения договорных обязательств пунктом 1 статьи 329 и пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса предусмотрена возможность установления неустойки (штрафа, пени), представляющей собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В рамках реализации данного подхода Правительство Российской Федерации принятием постановлений от 21 сентября 2015 г. N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка" и от 31 октября 2015 г. N 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений" предусмотрело использование неустойки в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и договору купли-продажи лесных насаждений соответственно.
Таким образом, после принятия указанных постановлений действующая редакция части 4 статьи 8.25 КоАП устанавливает избыточную ответственность за нарушение условий договоров аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, несоразмерную экономическим последствиям соответствующих нарушений.
В соответствии с позицией Государственно-правового управления Президента Российской Федерации часть 4 статьи 8.25 КоАП подлежит признанию утратившей силу. При этом исключение административной ответственности за нарушение договора безвозмездного пользования потребует внесения изменений в Лесной кодекс в части введения типового договора безвозмездного пользования лесным участком.
Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года. Проектируемая дата вступления законопроекта в силу обусловлена предполагаемыми сроками внесения в Лесной кодекс изменений в части наделения уполномоченного федерального органа исполнительной власти полномочиями по утверждению типового договора безвозмездного пользования лесным участком, а также издания соответствующего ведомственного нормативного правового акта Минприроды России. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлияет на доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Выпадающие доходы, связанные с поступлениями в федеральный бюджет сумм штрафов, взыскиваемых в качестве санкций за нарушения в связи с использованием лесов с нарушением условий гражданско-правовых договоров, будут соразмерно компенсированы суммами неустоек, не взыскиваемыми в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, изменение правовых оснований применения мер, влекущих неблагоприятные материальные последствия для лиц, нарушающих условия указанных договоров, не повлечет изменения размера сумм, фактически взыскиваемых за соответствующие нарушения.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с проектом федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.