Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 28 марта 2016 г. N 3.5-03/520
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 25 марта 2016 года, Комитет отмечает следующее.
Проект Закона был внесен депутатами Государственной Думы и направлен на совершенствование механизма взимания акцизов на алкогольную продукцию и подакцизную спиртосодержащую продукцию.
Рассматриваемые изменения позволят повысить эффективность налогового контроля, сократить возможности для уклонения от уплаты акцизов на алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также увеличить собираемость акцизов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В результате применения налогоплательщиками схем уклонения от уплаты акцизов, потери бюджетов бюджетной системы Российской Федерации исчисляются миллиардами рублей.
В целях борьбы с уклонением от уплаты акцизов Законом ужесточаются требования к банковской гарантии, представляемой в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.
Согласно Закону Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременной действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия указанных гарантий налоговыми органами. Данные положения подлежат применению с 1 января 2017 года.
Законом установлено, что банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка на основании требования налогового органа уплатить денежную сумму по банковской гарантии в случае неуплаты или неполной уплаты акциза по реализованной алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции либо в случае неуплаты в установленный срок суммы авансового платежа.
В соответствии с действующим законодательством срок освобождения от уплаты авансового платежа акциза совпадает с периодом действия банковской гарантии. Таким образом, у налогового органа право взыскать неуплаченную сумму акциза возникает уже по истечении срока действия банковской гарантии, что лишает его возможности взыскать сумму недоимки с банка, выдавшего гарантию (далее - банк-гарант). Данной ситуацией пользуются недобросовестные налогоплательщики с целью уклонения от уплаты акциза.
Для предотвращения использования механизма банковской гарантии в целях уклонения от уплаты акциза Законом предусмотрено увеличение с 6 до 7 месяцев срока действия банковской гарантии, исчисляемого с момента окончания налогового периода, следующего после закупки этилового спирта. Одновременно сокращен срок, по истечении которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате авансового платежа акциза, от уплаты которого он был освобожден на основании банковской гарантии.
Законом детально регламентирован порядок исполнения обязательств налогоплательщиков, обеспеченных банковской гарантией, с целью своевременного предъявления требований банку-гаранту в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза либо авансового платежа.
Согласно Закону установлен расчетный срок, который исчисляется с месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка спирта, и заканчивается налоговым периодом, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока. По истечении данного срока осуществляется сверка сумм авансового платежа и сумм фактического исполнения обязательств налогоплательщиком.
При соответствии указанных сумм налоговый орган направляет в банк-гарант уведомление об освобождении его от обязательств по этой банковской гарантии. В случае, если результат сложения сумм акциза, уплаченных за налоговые периоды расчетного срока, и сумм акциза, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден в отношении вывезенной за пределы Российской Федерации продукции, окажется меньше суммы авансового платежа, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден на основании банковской гарантии, указанная разница подлежит уплате в бюджет. Срок уплаты установлен до 25-го числа месяца, следующего за окончанием расчетного срока. Если налогоплательщик в течение данного срока не произвел уплату авансового платежа, налоговый орган направляет в его адрес требование об уплате в течении 8 дней соответствующего авансового платежа, пеней и штрафа. При этом, если налогоплательщик в установленный срок не исполнит данное требование, у налогового органа возникает право требовать уплаты авансового платежа банком-гарантом.
Дополнительные требования также введены в отношении банковской гарантии, представляемой налогоплательщиком, осуществляющим реализацию за пределы территории Российской Федерации произведенной ими алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. Данные налогоплательщики вправе представлять в налоговый орган одну банковскую гарантию для освобождения от уплаты авансового платежа акциза и от уплаты акциза при реализации алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы Российской Федерации. В отношении такого вида банковской гарантии предусмотрен аналогичный порядок исполнения обязательств налогоплательщиков, обеспеченных банковской гарантией, расчетный срок установлен в размере 250 дней.
Вместе с тем, суммы уплаченного налогоплательщиком или банком-гарантом авансового платежа подлежат вычету или возмещению (зачету, возврату) на общих основаниях при последующем экспорте алкогольной продукции.
Одной из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты акциза является получение налогоплательщиком возмещения уплаченных сумм акциза путем оформления возврата алкогольной продукции покупателем. В целях пресечения использования данной схемы Законом отменяется предоставление вычетов по акцизу в случае возврата (отказа) от алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции.
При этом Законом предусмотрено, что налоговая база, исчисленная налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, не уменьшается на объем продукции, возвращенной покупателем.
Для получения налоговых вычетов по акцизу в отношении других подакцизных товаров установлены следующие условия: представление налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт возврата товаров продавцу и факт возврата (зачета) денежных средств, уплаченных покупателем при приобретении товаров; уплата налогоплательщиком в полном объеме акциза при реализации впоследствии возвращенных подакцизных товаров. Указанный вычет может быть предоставлен в течение года с момента возврата товара.
Согласно Закону с 1 апреля 2017 года упрощается порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, возмещения сумм акциза. Налогоплательщику предоставляется право вместо копий таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов представить в электронном виде в налоговый орган реестр данных документов с указанием регистрационных номеров деклараций.
Также Законом вносятся технические правки в части уточнения оснований выдачи свидетельства о регистрации организации, осуществляющей операции со средними дистиллятами, а также понятия средних дистиллятов для целей обложения акцизом. Данные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам. Положения Закона применяются к правоотношениям, связанным с банковскими гарантиями, выданным после вступления в силу данного закона.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета | С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.