Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 марта 2016 г. N 5.1-01/788
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 25 марта 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 804893-6 "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, А.В. Скочем и другими 29 мая 2015 года. Заключение Правительства Российской Федерации по данному законопроекту поступило в Государственную Думу 9 января 2016 года. Таким образом, законопроект внесен в Государственную Думу с нарушением части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон направлен на совершенствование механизма взимания и администрирования акцизов и авансовых платежей по акцизам на реализуемую алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию. Регулирующее воздействие Федерального закона состоит в предотвращении уклонения от уплаты акциза и авансовых платежей по акцизам недобросовестными производителями указанной продукции.
Федеральным законом увеличен срок, необходимый для предъявления налоговым органом требования об уплате акциза (авансового платежа по акцизу) налогоплательщику и банку-гаранту, а также отменено право на налоговый вычет по акцизу в случае возврата покупателями налогоплательщику алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. С 1 января 2017 года будет установлен максимальный размер суммы одной банковской гарантии и суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком.
Федеральным законом уточняется понятие водного судна в целях получения специального свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, а из состава средних дистиллятов исключается "конденсат газовый стабильный", который может быть признан подакцизным товаром на основании действующей нормы подпункта 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Данные положения будут применяться к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года (часть 6 статьи 4 Федерального закона).
Федеральный закон в целом соответствует основам налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Однако обращаем внимание на то, что новым подпунктом 8.1 статьи 74.1 Налогового кодекса (пункт 2 статьи 1 Федерального закона) предусматривается возможность для Правительства Российской Федерации произвольно определять критерии, в зависимости от которых ограничивается максимальный размер суммы банковской гарантии и сумм всех действующих гарантий одного банка. Такое регулирование может повлечь возникновение правового основания для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Аналогичные последствия могут возникнуть и в связи с отменой права на налоговый вычет уплаченных сумм акциза в случае возврата покупателем алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, поскольку основанием возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога является наличие объекта налогообложения. Возврат товара указывает на отсутствие объекта налогообложения и именно это порождает обязанность субъекта публичного права произвести возврат или зачет уплаченной суммы налога.
Формулировки статьи 4 Федерального закона о порядке вступления в силу его положений в целом соответствуют абзацу первому пункта 1 и пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса. Обращаем внимание на то, что в тех случаях, кода порядок реализации новой нормы предусматривает издание нормативного правового акта, начало применения таких норм отнесено на 1 января 2017 года.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что у налоговых органов будет значительно больше возможностей для взыскания акцизов по алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, в тех случаях, когда такое взыскание осуществляется за счет средств банка-гаранта.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" и "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (финансовое регулирование, федеральные налоги).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования и федеральных налогов. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 9 апреля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации B.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам C.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву и полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя | Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.