Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 марта 2016 г. N 5.1-01/786
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 11.1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 25 марта 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 954158-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" внесен Правительством Российской Федерации 15 декабря 2015 года.
Федеральным законом внесены в отдельные положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменения технического характера, связанные со вступлением в силу с 1 января 2016 года новой Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Минприроды России от 1 ноября 2013 года N 477.
Регулирующее воздействие Федерального закона направлено на согласование положений законодательства о налогах и сборах и законодательства о недрах. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" классификация запасов полезных ископаемых утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Минприроды России принимает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Каких-либо правовых или экономических оснований для специального определения категорий запасов полезных ископаемых в целях налогообложения не имеется, поэтому на основании установленного пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса требования формальной определенности налоговой нормы соответствующие нормы Налогового кодекса должны соответствовать терминологии отраслевого регулирования.
Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации и не содержит правовых и юридико-технических недостатков.
Формулировки статьи 3 Федерального закона соответствуют положению пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Действие Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, что соответствует дате вступления в силу акта технического регулирования, с нормами которого согласованы положения Налогового кодекса.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в гармонизации положений Налогового кодекса и законодательства о недрах, кроме этого устраняются какие-либо основания для разночтений при толковании норм Налогового кодекса, касающихся определения категорий запасов полезных ископаемых.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены. Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (федеральные налоги).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федерального налога. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 8 апреля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя | Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.