Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 марта 2016 г. N 5.1-01/779
на проект федерального закона N 980742-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении",
принятый Государственной Думой 25 марта 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 января 2016 года (N 980742-6).
Названное в Федеральном законе Соглашение было подписано в городе Санкт-Петербурге 28 апреля 2015 года. Статьями 1 и 3 Соглашения предусматривается, что оно регулирует прямое международное железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой. Соглашение не применяется к перевозкам назначением на станции Калининградской железной дороги (за исключением железнодорожно-паромного сообщения), станции российских железных дорог на территории Республики Казахстан и в обоих случаях - в обратном направлении. Установлено, что прямое международное железнодорожное сообщение осуществляется без пересадки пассажиров, а также без перегрузки груза на пограничных станциях. Перевозка пассажиров и грузов регулируется Соглашением и применяемым законодательством (в части не установленной Соглашением). Перевозка опасных грузов регулируется отдельным соглашением государств Сторон.
Компетентным органом Российской Федерации, ответственным за реализацию Соглашения, является Министерство транспорта Российской Федерации. Компетентные органы Сторон проводят поочерёдно не реже одного раза в год совместные заседания по вопросам применения Соглашения (статья 68).
В Соглашении содержатся положения, касающиеся: перевозки пассажиров и багажа (Раздел II); перевозки грузов (Раздел III); пограничного железнодорожного сообщения (Раздел IV); правил погрузки (Раздел V).
Согласно статье 5 перевозка пассажиров и багажа осуществляется по маршрутам, согласованным перевозчиками и управляющими железнодорожной инфраструктурой. Перевозчик обязан заключить договор перевозки пассажира, если его заключению не препятствуют положения Соглашения и применяемого законодательства, а также при наличии на дату отправления в вагонах поезда свободных мест (статья 6).
Статьями 15 - 23 регулируются вопросы, касающиеся ответственности перевозчика и пассажира, оснований для освобождения перевозчика от ответственности. В частности установлено, что перевозчик несёт ответственность: за вред жизни или здоровью пассажира - с момента его посадки в поезд и до момента оставления поезда; за ущерб в связи с утратой, повреждением багажа - с момента приёма багажа к перевозке до момента его выдачи. Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, осуществляется в соответствии с законодательством государства причинения вреда, при этом перевозчик освобождается от ответственности, если вред причинён вследствие: обстоятельств, которые он не мог предотвратить; действий пассажира; действий третьих лиц, последствия которых перевозчик не смог предотвратить. В случае опоздания поезда пассажир имеет право получить компенсацию в размере 25% стоимости проездного документа за опоздание от 60 до 119 минут и в размере 50% - за опоздание на 120 минут и более.
Иски к перевозчику в случаях причинения вреда жизни и здоровью пассажира предъявляются в течение 3 лет (статья 26). При перевозке грузов претензии и иски к перевозчику, а также к отправителям или получателям груза могут быть заявлены в течение 1 года (статья 56).
Со дня вступления Соглашения в силу прекращается действие межправительственного соглашения о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении от 16 апреля 1996 года.
По Федеральному закону и по Соглашению замечаний не имеется.
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации и международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит условие о последующей ратификации (ст. 71 Соглашения).
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 9 апреля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя | Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.