Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 28 марта 2016 г. N 3.5-03/524
на проект федерального закона N 954176-6 "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 марта 2016 года, комитет отмечает следующее.
Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе к нему было внесено и принято четыре поправки.
Закон направлен на совершенствование положений законодательства в части обеспечения хранения информации о деятельности кредитной организации в виде электронных баз данных и снижения возможностей утраты банковской информации, отражаемой в электронных базах данных.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", предусматривают следующее.
В настоящее время установлено, что единоличный исполнительный орган кредитной организации при освобождении его от должности обязан передать имущество и документы кредитной организации лицу из числа ее руководителей (а в случае отсутствия такого лица - обеспечить сохранность имущества и документов, уведомив о принятых мерах Банк России). Федеральным законом такая обязанность устанавливается и в отношении баз данных на электронных носителях.
Также предусматривается расширение оснований для направления Банком России в кредитную организацию требования о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий баз данных. В настоящее время Банк России направляет такое требование в кредитную организацию в случае возникновения у банка оснований для отзыва лицензии. Законом Банку России дается право направлять кредитной организации такое требование и в других случаях, а именно при:
- введении ограничения и (или) запрета на осуществление кредитной организацией отдельных операций;
- введении запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
- возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
- принятии решения о направлении в кредитную организацию представителей Банка России и Агентства по страхованию вкладов в целях проведения анализа финансового положения.
В ходе рассмотрения проекта Закона в Государственной Думе в него были включены положения, вносящие изменения в Федеральный закон от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 140-ФЗ).
Эти изменения предполагают, что в целях предоставления декларанту гарантий, установленных Федеральным законом N 140-ФЗ (в виде освобождения от уголовной, административной и налоговой ответственности), использованием имущества в виде акций, долей участия и паев в уставных (складочных) капиталах организаций, собственником или фактическим владельцем которого является декларант, а также использованием контролируемых иностранных компаний, в отношении которых он является контролирующим лицом, признаются операции по приобретению и распоряжению активами указанных организаций (контролируемых иностранных компаний). В отношении указанных в декларации сведений об участии декларанта в организациях, а также сведений о контролируемых иностранных компаниях, в которых декларант является контролирующим лицом, гарантии предоставляются в пределах стоимости активов этих организаций (контролируемых иностранных компаний) по состоянию на дату представления декларации.
Исключаются ограничения в отношении предоставления гарантий независимо от факта возврата имущества на территорию Российской Федерации. Теперь такие гарантии распространяются и на движимое имущество, находящееся в государствах, включенных в список ФАТФ; а также в государствах, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.
Не нарушающими законодательства о валютном регулировании и валютном контроле признаются валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до даты представления декларации по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Действующая редакция Федерального закона N 140-ФЗ к ним относит валютные операции, совершенные до 1 января 2015 года.
Изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования Закона, прочие изменения вступают в силу со дня его официального опубликования.
Положения Федерального закона N 140-ФЗ в редакции рассматриваемого Закона распространяются также на лиц, представивших специальную декларацию до дня вступления в силу Закона.
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета | С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.