Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 28 июня 2016 г. N 3.6-03/1321
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 июня 2016 года (проект N 998780-6), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права.
Российская Федерация является участником Протокола 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года (далее - Протокол 1996 года). Государства-участники Протокола 1996 года связаны положениями Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года (далее - Конвенция ОМТ), независимо от участия в ней. Конвенция ОМТ предусматривает возможность судовладельца и спасателя посредством страхования ограничить свою ответственность определенной суммой независимо от фактического размера причиненного ущерба, возникшего в прямой связи с эксплуатацией судна или с операциями по спасанию (причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, причинение ущерба в результате задержки в перевозке морем груза, пассажиров или их багажа; удаление, уничтожение или обезвреживание находящегося на судне груза и др.).
Нормы, аналогичные положениям Конвенции ОМТ и устанавливающие суммы ограничения ответственности судовладельцев и спасателей по морским требованиям, содержатся в Главе XXI Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).
В апреле 2012 года в рамках своих полномочий Юридический комитет Международной морской организации принял решение об увеличении суммы предела ограничения ответственности, которое вступило в силу 08.06.2015 года.
Институт ограничения ответственности получил широкое применение и приведение положений КТМ в соответствие с нормами международного договора, участником которого является Российская Федерация путем внесения изменений в статью 359 КТМ, соответствует сложившейся международной практике.
Реализация института ограничения ответственности напрямую связана с деятельностью судов, используемых для круизного туризма. Приведение в соответствие с международными стандартами российского законодательства в части сумм предела ограничения ответственности неразрывно связано и с совершенствованием российского законодательства, регламентирующего вопросы круизного судоходства в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации.
Федеральный закон, с учетом международной практики и в целях урегулирования правоотношений по осуществлению круизного туризма во внутренних морских водах и территориальном море вносит изменения в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации.
В условиях отсутствия комфортабельных пассажирских судов под Государственным флагом Российской Федерации, доставка туристов в районы Дальнего Востока и севера страны обеспечивается с использованием круизных судов под иностранным флагом.
В соответствии с внесенными изменениями судам под флагами иностранных государств, перевозящих пассажиров-туристов для посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и (или) пунктов, разрешается плавание в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации, за исключением запретных для плавания и временно опасных для плавания районов.
Обязательными условиями такого плавания являются:
- прохождение пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу;
- суда не должны осуществлять посадку или высадку других пассажиров, выгрузку и погрузку грузов (за исключением припасов);
- наличие разрешения на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием судов.
Предлагаемые нормы будут стимулировать развитие туристического круизного морского судоходства в России, что позволит обеспечить поступление дополнительных финансовых средств в экономику российских портовых городов.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации".
Председатель Комитета | Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.