Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 июня 2016 г. N 5.1-01/1974
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 22 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 998780-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 февраля 2016 года под наименованием "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям".
Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ), а также в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, направленные на совершенствование отношений, связанных с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море, и приведение в соответствие с международно-правовыми требованиями положений российского законодательства, устанавливающих пределы ответственности по морским требованиям.
Федеральным законом Закон N 4730-1 дополняется положением, устанавливающим, что правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений одного или нескольких портов и (или) пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, а также к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон N 155-ФЗ, которыми предусматриваются особенности плавания судов под флагом иностранного государства во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. Устанавливается, что иностранные туристские суда могут осуществлять плавание между портами и (или) пунктами Российской Федерации, за исключением запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, при наличии разрешения на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом в полтора раза увеличиваются пределы ответственности судовладельца и спасателя по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также иным требованиям, указанным в статье 359 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, исчисляемые в расчетных единицах (единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом) с учетом вместимости судна.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "а" (принятие и изменение федеральных законов), "м" (безопасность), "н" (защита государственной границы) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Правовыми последствиями вступления в силу Федерального закона явятся установление правовых оснований для плавания судов под флагом иностранного государства во внутренних морских водах и в территориальном море, а также приведение положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации об ограничении ответственности судовладельца и спасателя в соответствие с положениями Протокола 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "д" (защита государственной границы) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато не позднее 9 июля 2016 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя | Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.