Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 1079243-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части усиления уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности),
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1079243-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений Президента от 26 января 2016 года и направлен на усиление уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статьи 184 "Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса", 204 "Коммерческий подкуп", 290 "Получение взятки" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), позволяющие признавать преступлениями случаи, когда имущество передается, оказываются услуги имущественного характера или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (а также спортсмену или судье), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.
Законопроектом также предлагается дополнить УК РФ новыми статьями 204.1 "Посредничество в коммерческом подкупе", 204.2 "Мелкий коммерческий подкуп", 291.2 "Мелкое взяточничество", установив при этом уголовную ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тыс. рублей. По мнению автора законопроекта это послужит превентивной мерой для совершения подобных преступлений. Новой статьей 291.2 "Мелкое взяточничество" УК РФ предлагается установить санкцию, в том числе в виде лишения свободы до 1 года по части первой и 3 года лишения свободы по части второй соответственно.
Кроме того, санкции статьи 204 УК РФ предлагается привести в соответствие с санкциями статей 290 и 291 УК РФ, исходя из того, что дача и получение взятки являются более общественно опасными преступлениями, чем коммерческий подкуп.
В вышеуказанных статьях также помимо кратного штрафа предлагается ввести альтернативные виды наказания, а также фиксированный штраф в целях повышения вариативности наказаний. В зависимости от тяжести совершенного преступного деяния штраф может назначаться максимально в размере до 2 млн. 500 тыс. рублей.
По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности противодействия взяточничеству и иным коррупционным преступлениям.
Вместе с тем полагаем возможным отметить, что в санкциях статей Уголовного кодекса Российской Федерации размер наказания в виде штрафа, исчисляемый в денежном выражении, должен соотноситься с размером штрафа, исчисляемым в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. При этом установление в санкции статьи УК РФ нижнего предела штрафа, исчисляемого в денежном выражении, влечет необходимость установления нижнего предела этого вида наказания, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного (проектируемые санкции частей первой и третьей статьи 184 УК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1079243-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета | П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.