Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 254265-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов",
внесенному депутатами Государственной Думы Е.С. Москвичевым, В.Б. Ефимовым, М.В. Брячаком, А.Н. Васильевым, Р.С. Ильясовым, А.В. Богомазом, С.А. Поддубным, А.М. Меткиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 254265-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке Законопроект разработан в целях совершенствования порядка осуществления перевозок опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, сокращения материальных затрат хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, устранения излишних административных барьеров. Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24.07.98 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", а также в Федеральный закон от 08.11.07 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитет в целом поддерживает инициативу авторов Законопроекта, направленную на совершенствование правового регулирования в указанной области. Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
Пунктом 2 статьи 1 Законопроекта установлено правило о том, что специальное разрешение на международную автомобильную перевозку тяжеловесных грузов оформляется в случае, если масса транспортного средства с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось транспортного средства более чем на 2 процента превышает соответственно предельно допустимую массу транспортного средства и (или) предельно допустимую нагрузку на ось транспортного средства, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичная проектируемая норма предусмотрена для движения транспортных средств внутри Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Законопроекта). По мнению Комитета, заслуживает поддержки аргумент авторов Законопроекта о естественных объективно происходящих физических процессах, которые могут привести к незначительному превышению предельных величин массы и осевой нагрузки, например обледенение транспортных средств, налипание грязи и снега. Вместе с тем, авторами Законопроекта не приводится обоснование данной величины превышения - 2 %, в связи с чем, по мнению Комитета, она нуждается в дополнительном обсуждении. Данное замечание относится и к проектируемой норме части 5 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах в соответствии с которой, в случае, когда масса транспортного средства и (или) нагрузка на ось транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, в том числе в международном сообщении, превышают допустимые весовые параметры не более чем на 10 процентов, специальное разрешение на такую перевозку выдается в упрощенном порядке.
Необходимо также отметить, что термин "упрощенный порядок" в законопроекте не раскрывается. Вместе с тем указанный упрощенный порядок должен быть определен Правительством Российской Федерации. Представляется, что данная неопределенность может существенно затруднить подготовку Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта.
Поправками в статью 31 Закона об автомобильных дорогах предлагается уточнить, что предельно допустимые весовые параметры и предельно допустимые габариты транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предложение о внесении уточнения в Закон об автомобильных дорогах в отношении органа власти, устанавливающего указанные величины, поддерживается Комитетом. Однако, используемая терминология нуждается в уточнении. Так, понятие "весовые параметры" в федеральном законодательстве не используется. В постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" используются понятия "предельно допустимые массы транспортных средств" и "предельно допустимые нагрузки транспортных средств".
Авторами законопроекта предлагается дополнить статью 31 Закона об автомобильных дорогах новой частью 3.1, устанавливающей, что в случае, если после погрузки транспортного средства его масса и (или) осевые нагрузки превышают предельно допустимые весовые параметры, осуществившие данную погрузку юридические лица или индивидуальные предприниматели не вправе допускать к движению по автомобильным дорогам такое транспортное средство без специального разрешения или с превышением весовых параметров, указанных в специальном разрешении. Данная проектируемая норма возлагает обязательство на неопределенный круг лиц: юридические лица и индивидуальные предприниматели, - что обостряет проблему отсутствия разграничения ответственности между грузоперевозчиками и грузоотправителями, о которой авторы сказали в пояснительной записке. Данное замечание относится и к проектируемым поправкам в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части возложения ответственности на должностных лиц за допуск к движению по автомобильным дорогам из пункта погрузки транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов, без специального разрешения или с превышением весовых параметров, указанных в специальном разрешении (пп. б п.2 ст. 3 Законопроекта).
Заслуживает поддержки предложение авторов Законопроекта об урегулировании ответственности за отклонение от согласованного маршрута при перевозке тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза. Так статью 31 Закона об автомобильных дорогах предлагается дополнить нормой о том, что перевозка тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза с отклонением от маршрута, указанного в специальном разрешении, считается перевозкой без специального разрешения. Вместе с тем, представляется более корректным учесть данное положение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрев минимальный и максимальный размеры санкции за отклонение от согласованного маршрута, позволяющей учесть степень вины лица, допустившего указанное правонарушение, учитывая, что отклонение от согласованного маршрута может быть вызвано объективными, не зависящими от воли перевозчика, обстоятельствами.
Комитет также обращает внимание, что в Государственную Думу по тем же вопросам внесен проект федерального закона N 282588-6 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на совершенствование порядка осуществления движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки, в том числе международные, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Председатель Комитета | А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.