Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 254265-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов",
внесенному депутатами Государственной Думы Е.С. Москвичевым, В.Б. Ефимовым, М.Б. Брячаком и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом (пункты 1 и 2 статьи 1) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Федеральный закон) и дать новое определение понятию "специальное разрешение". Так, предлагается в определении понятия "специальное разрешение" слова "разовое дополнительное" заменить словами "разовое или многократное". В связи с этим считаем необходимым отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы С.Ю. Теном (законопроект N 216875-6) "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", которым предлагается аналогичное изменение в Федеральный закон.
Полагаем, что проектируемая норма пункта 2 статьи 1 проекта нуждается в согласовании с положениями статьи 1 и 3 Федерального закона в части определения случаев, при которых наличие специального разрешения является обязательным (поскольку Федеральный закон необходимость оформления специального разрешения связывает с самим фактом превышения установленных на территории Российской Федерации веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства).
Предложенное проектом уточнение понятия "специальное разрешение" в части его многократного характера без определения времени действия такого разрешения (пункт 1 статьи 1 проекта), по нашему мнению, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом особенностей перевозимых в соответствии с указанными разрешениями грузов, указания в них на конкретное транспортное средство и возможностью определения в таких разрешениях маршрута перевозки данных грузов.
Кроме того, следует учесть, что исходя из содержания частей 3, 8 - 10 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) возможность осуществления перевозки тяжеловесного груза связывается с необходимостью возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами при таких перевозках.
Законопроектом (пункт 4 статьи 2) предлагается новый порядок выдачи специальных разрешений. Так, в проектируемой редакции части 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ предусматривается, что специальные разрешения могут выдаваться не только федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, но и организациями, уполномоченными перечисленными органами. На наш взгляд, данное предложение нуждается в дополнительном обсуждении.
По предлагаемым в статье 3 законопроекта изменениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) считаем необходимым отметить следующее.
Из проектных изменений Федерального закона N 257-ФЗ (пункт 1 статьи 2 законопроекта) следует, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов, допускается без специального разрешения в случае, если масса транспортного средства с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось транспортного средства превышают соответственно предельно допустимую массу транспортного средства и (или) предельно допустимую нагрузку на ось транспортного средства не более чем на 2 процента. Вместе с тем новая редакция части 1 статьи 12.21.1 Кодекса (пункт 1 статьи 3 законопроекта) предусматривает административную ответственность за "перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения в случае, если получение такого разрешения обязательно, с превышением габаритов не более чем на 2 процента и (или) с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось не более чем на 10 процентов".
Также отмечаем, что в санкции новой редакции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса не содержится наказаний, относящихся к исключительной компетенции судей, что требует исключения упоминания о части 1 статьи 12.21.1 из части 2 статьи 23.1 Кодекса.
Вместе с тем, в проектируемой части 1.1 статьи 12.21.1 Кодекса (подпункт "а" пункта 2 статьи 3) в качестве административного наказания предусматривается административный штраф или лишение права управления транспортными средствами. Следует иметь в виду, что административное наказание в виде лишения специального права (статья 3.8 Кодекса) назначается судьей, в связи с этим требуется внесение соответствующих изменений в часть 2 статьи 23.1 Кодекса.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 27.13 Кодекса в случае совершения правонарушений предусмотренных частями 1-3 статьи 12.21.1 Кодекса в качестве меры обеспечения применяется задержание транспортного средства, при этом предусматривается, что при "невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 Кодекса", задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. Полагаем необходимым дополнить данную статью положением, в соответствии с которым при совершении правонарушения по части 1.1 статьи 12.21.1 Кодекса также может применяться задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
В части 3 проектируемой статьи 12.21.1 Кодекса (подпункт "б" пункта 2 статьи законопроекта) предлагается установить административную ответственность должностных лиц за допуск к движению из пункта погрузки транспортных средств без специального разрешения или с превышением весовых параметров, указанных в специальном разрешении. На наш взгляд, при реализации статьи 12.21.1 Кодекса в предлагаемой законопроектом редакции могут возникнуть трудности в правоприменительной практике, поскольку проектируемые части 1 и 1.1 также предусматривают административную ответственность должностных лиц, ответственных за перевозку без соответствующего разрешения, а действующая часть 3 предусматривает административную ответственность должностных лиц, ответственных за перевозку тяжеловесных грузов в случае превышения разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов. На наш взгляд, предлагаемая редакция данной статьи не позволяет однозначно разграничить ответственность между грузовладельцами и перевозчиками за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов.
Исполняющий обязанности | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.