Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 мая 2016 г. N 5.1-01/1335
на проект федерального закона N 918468-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан",
принятый Государственной Думой 11 мая 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 918468-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 31 октября 2015 года, принят Государственной Думой в первом чтении - 18 декабря 2015 года, во втором чтении - 22 апреля 2016 года.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-Ф3) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Федеральным законом увеличивается продолжительность срока исполнения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, необходимая для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии). Минимальная продолжительность соответствующего срока устанавливается на уровне пяти лет (в настоящее время - один год). Для установления максимальной доплаты к пенсии соответствующие полномочия должны будут исполняться более 10 лет (в настоящее время - более трех лет).
Предлагаемые изменения в настоящее время не соответствуют требованиям частей второй и третьей статьи 2 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в соответствии с которыми члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы по объему социальных гарантий, в том числе в части пенсионного обеспечения, приравниваются к федеральному министру.
Указанное противоречие может быть устранено до вступления закона в силу в случае внесения соответствующих изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", которым устанавливаются условия назначения аналогичной ежемесячной доплаты к пенсиям для федеральных министров.
Отмечаем также, что Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не определяет точные сроки полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а устанавливает лишь предельный размер этих сроков: срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет (пункт 5 статьи 4), а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд; срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность (пункт 5 статьи 18).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Соответственно срок полномочий члена Совета Федерации в отдельных случаях может составлять и менее пяти лет - в зависимости от срока полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, возможны ситуации, когда член Совета Федерации будет осуществлять свои полномочия менее пяти лет и в связи с этим ему не будет установлена указанная ежемесячная доплата к пенсии. Это же относится и к случаям досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации и назначения в связи с этим досрочных выборов.
Федеральным законом предусматривается постепенное (2017 - 2026 годы) увеличение с 15 до 20 лет продолжительности стажа государственной службы, необходимого государственным гражданским служащим для назначения пенсии за выслугу лет. При этом Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закрепляется право государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих на пенсию за выслугу лет и унифицируются требования к стажу для федеральных гражданских служащих, гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.
Федеральным законом предусмотрено увеличение предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе с 60 до 65 лет. При этом срочные служебные контракты, заключенные в связи с продлением срока пребывания на гражданской службе после достижения 60 лет с гражданскими служащими, не достигшими 65 лет, признаются заключенными на неопределенный срок.
Федеральным законом предусмотрено постепенное повышение с 1 января 2017 года (для мужчин до 2026 года, 65 лет; для женщин до 2032 года, 63 года) возраста, по достижении которого может быть назначена страховая пенсия по старости лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, а также лицам, замещающим должности государственной гражданской и муниципальной службы. При этом на лиц, прекративших исполнение полномочий по соответствующим государственным и муниципальным должностям, уволенных с государственной гражданской или муниципальной службы повышение пенсионного возраста не распространяется.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон "О накопительной пенсии", устанавливающие, что при определении размера накопительной пенсии застрахованным лицам, которым назначается страховая пенсия по старости по достижении ими в соответствующем году пенсионного возраста, указанного в приложении 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", сокращается ожидаемый период выплаты накопительной пенсии).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "ж" (финансовое регулирование) и "т" (федеральная государственная служба) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (социальное обеспечение) и "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 8 вступает в силу с 1 января 2017 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации. Его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 25 мая 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Федорову, заместителям Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.А. Тюльпанову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
ВРИО начальника | Л.В. Наплеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.