Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - проект), и сообщает.
Проект предполагает внесение в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации комплексных изменений, связанных с регулированием отношений по поводу страховых взносов в Российской Федерации. Проект согласно пояснительной записке направлен на совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами.
В предмет регулирования Налогового кодекса Российской Федерации включаются отношения, которые в настоящее время регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Проект предполагает оптимизацию системы администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которая должна способствовать более эффективному обеспечению прав как плательщиков страховых взносов, так и застрахованных лиц.
Концепция проекта заслуживает поддержки.
Комитет по культуре в части вопросов своего ведения полагает необходимым отметить следующее.
Проектируемая статья 420 Налогового кодекса Российской Федерации, по сути, воспроизводит положения статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, в связи с чем сохраняется выявившаяся проблема неоднозначной практики исполнения организациями по управлению правами на коллективной основе обязанности по уплате страховых взносов в пользу авторов произведений.
Комитет по культуре полагает необходимым при подготовке проекта ко второму чтению обсудить возможность включения в проект прямого указания на то, что организации по управлению правами на коллективной основе являются плательщиками страховых взносов. Для этого возможно проектируемый абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации дополнить словами ", в том числе организации по управлению правами на коллективной основе".
Комитет по культуре полагает целесообразным обсудить возможность отнесения к объекту обложения страховыми взносами помимо вознаграждений, начисляемых организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений, также начисляемых указанными организациями в пользу исполнителей вознаграждений за публичное исполнение.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности, в частности, в такой сфере коллективного управления, как осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение.
В Российской Федерации Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) занимается выплатой исполнителям указанных вознаграждений.
С учетом приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, если в проектируемой статье 420 Налогового кодекса Российской Федерации предусматриваются вознаграждения по лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, то может быть поставлен вопрос и о включении в указанную статью вознаграждений за публичное исполнение, начисляемых организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу исполнителей.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми они заключили договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у них такие договоры не заключены. С учетом этого в проектируемой статье 420 Налогового кодекса должен быть решен вопрос и о таких вознаграждениях.
С учетом изложенного Комитет по культуре поддерживает проект федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять указанный проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета | С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.