Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федераций (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)", и отмечает следующее.
Указанный проект разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования".
Законопроектом предлагается:
- включение страховых взносов, взимаемых в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в систему налогов и сборов с созданием единых основ нормативного правового регулирования по установлению, взиманию, уплате и администрированию налогов, сборов и страховых взносов (за исключением взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отношения по взиманию которых будут урегулированы в рамках отдельного закона);
- наделение плательщиков страховых взносов всеми правами налогоплательщиков, в том числе правом на информационное взаимодействие с налоговыми органами в режиме налогового мониторинга;
- распространение досудебного порядка урегулирования споров на порядок урегулирования споров, связанных с уплатой страховых взносов (предусмотренный порядок аналогичен порядку урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики и позволяет быстро и эффективно разрешать разногласия, не прибегая к судебной процедуре).
Законопроектами вводится в часть вторую НК РФ глава 34 "Страховые взносы", устанавливаются объекты обложения, расчетный период, тарифы и база для исчисления страховых взносов, определяется порядок исчисления и сроки их уплаты.
Данные элементы обложения максимально приближены к существующему порядку исчисления страховых взносов, в настоящий момент администрируемым Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Тарифы страховых взносов установлены в том же размере, что и тарифы страховых взносов в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и составляют: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 2,9 процента и на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, в пределах установленной предельной величины базы - 1,8 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента. В полном объеме сохранены также и пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий лиц.
Также сохранены закрепленные в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ льготы. В частности, к объекту обложения страховыми взносами также не относятся выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" гражданско-правовых договоров, а также выплаты, производимые иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями Организационного комитета "Россия-2018" и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам.
Кроме того, также не будут подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Для некоторых плательщиков страховых взносов определены условия, при выполнении которых применяются пониженные тарифы страховых взносов. В частности, для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, определено, что они должны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что в проекте не определены последствия невыполнения данной категорией плательщиков таких условий, что требует проработки при подготовке законопроекта ко второму чтению. Также в проектируемую статью 426 НК РФ включены положения, касающиеся осуществления контроля за соблюдением установленных требований применения пониженных тарифов страховых взносов, что, по мнению Комитета, относится к предмету регулирования части первой НК РФ.
В новой главе НК РФ определяются плательщики страховых взносов, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Обращаем внимание, что в статье 419 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой отнесены к указанным двум категориям плательщиков страховых взносов, в то время как согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ они относились только к плательщикам, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этой связи данное положение требует дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, отмечаем, что согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относились также адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, а также иные лица, определенные в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и в пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Вместе с тем, в законопроекте данные лица не поименованы, что требует дополнительной проработки при подготовке законопроекта ко второму чтению.
По мнению Комитета, в новой главе 34 части второй НК РФ требуется определить объект обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, поскольку в рассматриваемой главе такой объект обложения определен только для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет 718 000 рублей, что соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 N 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в фонд социального страхования российской федерации и пенсионный фонд российской федерации с 1 января 2016 года".
Учитывая, что база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование уже определена в новой главе НК РФ, в дополнительном обсуждении нуждается положение, согласно которому ее размер будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ был определен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, при подготовке проекта ко второму чтению следует рассмотреть вопрос о возможности сохранения такого порядка и в новой главе 34 НК РФ.
Согласно проектируемому изменению в статью 8 НК РФ под страховыми взносами предлагается понимать обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Проектируемыми изменениями в часть первую НК РФ определяется, что к страховым взносам, которые определены как федеральные взносы, относятся страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Данное положение, по мнению Комитета, следует уточнить, указав, что к страховым взносам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование, что будет соответствовать приведенному понятию страхового взноса.
Законопроектом определяются общие условия установления страховых взносов, согласно которым они считаются установленными лишь в том случае, когда определены плательщики и такие элементы обложения, как объект обложения, база для исчисления страховых взносов, расчетный период, тариф страховых взносов, порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки уплаты страховых взносов. Кроме того, определяются права и обязанности плательщиков страховых взносов. Следует отметить, что возлагаемые на плательщиков страховых взносов обязанности схожи с обязанностями налогоплательщиков, но, вместе с тем, на плательщиков страховых взносов возлагаются и иные обязанности. В частности, обязанность по представлению в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Определяется, что положения, регулирующие исполнение обязанности по уплате налога, по зачету и возврату излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, по налоговому мониторингу и регламенту информационного взаимодействия, а также в части квалификации налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, распространяются и на страховые взносы.
Вместе с тем, проектируемое в статье 83 части первой НК РФ изменение, согласно которому постановка на учет в налоговых органах в качестве плательщиков страховых взносов международных организаций, имеющих место нахождения за пределами Российской Федерации, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и их территориальными органами, по мнению Комитета, требует дополнительного обсуждения с учетом закрепленного в пункте 1 статьи 83 НК РФ положения, согласно которому особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
По законопроекту имеются и юридико-технические замечания. В частности, в проектируемом пункте 4 статьи 427 НК РФ следует уточнить ссылку на пункты 6 и 7 статьи 421 НК РФ, поскольку из содержания данной статьи ссылка должна быть на пункты 5 и 6 статьи 421 НК РФ, также в пункте 3 статьи 428 НК РФ требуется указать статью, которой принадлежат пункты 4 и 5.
В целом Комитет отмечает, что передача администрирования страховых взносов налоговым органам сохраняет эквивалентность уплаченных страховых взносов с объемом прав на обязательное социальное страхование. Кроме того, сохраняется возможность развития страховых принципов в системе пенсионного, социального, медицинского обеспечения. Поэтому передача функций администрирования страховых взносов не отразится на обеспечении пенсионных прав и иных социальных гарантий граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, по-прежнему будут учитываться на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным законодательством.
Кроме того, принятие законопроекта приведет к укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов плательщиками страховых взносов путем совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, снижению административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, а также к объединению форм отчетности и платежных документов, что будет способствовать минимизации нагрузки на бизнес, а также повышению позиции Российской Федерации в международном рейтинге DoingBusiness.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)".
Председатель Комитета | А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.