Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования".
В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой 34 "Уплата страховых взносов".
Согласно проектируемой статье 15.1 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы являются федеральными взносами, однако указанное понятие в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Кроме того, по тексту законопроекта используются различные термины: "федеральные страховые взносы", "федеральные взносы" и "страховые взносы".
Учитывая, что в связи с введением в Налоговый кодекс Российской Федерации нового обязательного платежа по всему тексту Налогового кодекса Российской Федерации вносятся соответствующие изменения с целью распространения его действия и на страховые взносы, полагаем возможным отнести страховые взносы к налогам и включить их в перечень федеральных налогов, установленных статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Структура новой главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует структурам иных глав Налогового кодекса Российской Федерации и проектируемой статье 17.1 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности отсутствует статья о порядке и сроках уплаты страховых взносов, а также наименование не согласуется с наименованиями иных глав Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом следует предусмотреть изменение в пункт 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации в части дополнения пунктов указанием на федеральные страховые взносы.
Статьей 15.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) предусмотрено, что не могут устанавливаться страховые взносы на обязательное социальное страхование, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Отмечаем, что объектом обложения страховыми взносами признаются также выплаты, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся священнослужители, члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, единственные учредители и т.п. (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Более того, вышеназванная категория лиц в статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта), определяющей плательщиков страховых взносов, не указана.
Статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров. При этом объект обложения страховыми взносами плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не определен.
В этой связи, необходимо учитывать положения статьи 17.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта), согласно которой страховые взносы считаются установленными лишь в том случае, когда определены плательщики и элементы обложения, в том числе объект обложения.
Требует дополнительного обсуждения вопрос об отнесении только нотариусов, занимающихся частной практикой, к двум категориям плательщиков страховых взносов: производящим и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (статья 419 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта).
Кроме того, обращаем внимание на различные категории страхователей, признаваемых плательщиками страховых взносов, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Редакцию нового пункта 7 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо согласовать с редакцией новой статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации.
В абзаце седьмом пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) в части не подлежащих обложению выплат, связанных с возмещением расходов "на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации", применяется терминология недействующей редакции статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации. В настоящее время работодателем осуществляется подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце седьмом пункта 1 статьи 422" следует читать "абзаце седьмом подпункта 2 пункта 1 статьи 422"
В абзаце десятом пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) в контексте условий труда понятие "тяжелые" необходимо исключить, что будет соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце десятом пункта 1 статьи 422" следует читать "абзаце десятом подпункта 2 пункта 1 статьи 422"
В пункте 8 части 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта), по нашему мнению, слова "трудовыми договорами и (или) коллективными договорами" необходимо исключить как излишние, так как в пункте уже указано, что вопрос компенсации стоимости проезда работника к месту проведения отдыха и обратно и стоимость провоза багажа определяется "в соответствии с законодательством Российской Федерации". В данном случае вопрос компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно урегулирован статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в представленной редакции в части регулирования вопроса указанной компенсации "трудовыми договорами и (или) коллективными договорами" не в полной мере согласуется с нормами статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, в частности с частью восьмой указанной статьи, в которой указаны и другие нормативные акты, которыми может регулироваться вопрос компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Также нуждается в уточнении, будут ли распространяться положения подпункта 8 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) на случаи, когда речь идет о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) (см. статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) ссылки на пункты 6 и 7 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации указаны неверно.
Учитывая положения статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта), согласно которой тариф страховых взносов представляет собой величину начисления страховых взносов на единицу измерения указанной базы, требует уточнения определение размера сборов, приведенного по тексту законопроекта.
В пункте 15 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации вместо разделительного баланса следует указать передаточный акт (см. статьи 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, обращаем внимание на нормы статей 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые предусматривают возможность признания недействительным решения о реорганизации юридического лица и признания реорганизации корпорации несостоявшейся и устанавливают правовые последствия такого признания.
В проекте федерального закона отсутствует положение, согласно которому в случае осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, плательщики страховых взносов также обязаны представлять документы, подтверждающие членство в студенческом отряде обучающихся и форму их обучения в период такого членства.
В статье 3 законопроекта, предусматривающей вступление в силу рассматриваемого законопроекта с 1 января 2017 года, предлагаем предусмотреть переходные положения в отношении уплаты страховых взносов за 2016 год.
Также отмечаем, что требуется внесение соответствующих изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статьи 221, 251, 264, 346.21, 346.42 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.