Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 18 мая 2016 г. к решению комитета N 184/6.3
на проект федерального закона N 928356-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о регулировании деятельности финансовых консультантов)",
внесенный членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, А.Н. Лавриком, В.В. Семеновым, М.А. Исаевым, В.В. Полетаевым, Е.А. Перминовой, В.А. Петровым, А.А. Салпагаровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 928356-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект направлен на установление правового регулирования деятельности финансовых консультантов.
С этой целью законопроектом предлагается внести изменения в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнив ее новой главой 52.1 "Финансовое консультирование", и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты".
Комитет считает необходимым высказать следующие замечания по законопроекту.
1. Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации новой главой 52.1 "Финансовое консультирование" и статьями 1011.1 "Договор финансового консультирования" и 1011.2 "Применение к договорам финансового консультирования правил об агентских договорах", определяющей новый вид гражданско-правового договора.
Вместе с тем, характеристика договора финансового консультирования, данная в законопроекте, не содержит каких-либо значимых особенностей, отличающих его от гражданско-правовых договоров, уже закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Более того, законопроектом предусматривается, что к отношениям, вытекающим из договора финансового консультирования, применяются правила, предусмотренные главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации "Агентирование" (статьи 1005-1011).
Необходимо отметить, что пунктом 4 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при необходимости закрепления особенностей отдельных видов агентских договоров, они могут быть предусмотрены в специальных законах.
Таким образом, учитывая, что договор финансового консультирования фактически не является отдельным видом гражданско-правового договора, а возникающие правоотношения - отдельным видом гражданских правоотношений, введение данного вида договора представляется излишним и, более того, дублирует существующие нормы гражданского законодательства.
Кроме того, законопроектом определяется, что осуществлять деятельность по финансовому консультированию в качестве финансового консультанта могут только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, и обязательно на основании агентского договора.
Вместе с тем, учитывая принцип свободы договора, указание на то, что финансовые услуги оказываются в рамках агентского договора, не означает невозможности использования других форм договоров.
Также следует отметить, что терминология, используемая в законопроекте, может создать правовую неопределенность.
Статьей 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" введено понятие "финансовый консультант на рынке ценных бумаг", определяющее его как юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, оказывающее услуги эмитенту по подготовке проспекта ценных бумаг. Вместе с тем, в законопроекте не указывается, каким образом данное понятие соотносится с понятием "финансовый консультант", определенным в законопроекте.
Кроме того, в законопроекте не раскрывается понятие "финансовые услуги". Необходимо отметить, что указанный термин используется в действующем законодательстве в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Однако его использование для трактовки норм Гражданского кодекса Российской Федерации представляется некорректным.
2. Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ, обязав финансовых консультантов стать членами саморегулируемой организации соответствующего вида деятельности.
При этом, согласно пункту 1 части 4 статьи 3 вышеназванного федерального закона, для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна объединить в своем составе в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества субъектов, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Информация о количестве таких субъектов размещается на официальном сайте Банка России.
Однако, учитывая, что законопроектом не предусматривается ведение Банком России каких-либо регистрационных процедур в отношении финансовых консультантов, то не представляется возможным определить общее количество лиц, осуществляющих деятельность по финансовому консультированию. Введение данной нормы приведет к возникновению правовой неопределенности.
Кроме того необходимо отметить, что законопроект требует правок редакционного и юридико-технического характера.
Учитывая изложенное Комитет не считает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении законопроект N 928356-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета | Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.