Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 407108-4 "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике",
внесенному депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, Ж.И. Алфёровым, С.И. Колесниковым, Н.С. Максимовой
(повторно первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом предлагается раскрыть в рамках Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" термин "инновационная деятельность" применительно к отношениям, регулируемым в рамках названного Федерального закона.
Несмотря на то, что термины "инновационная деятельность и "инновации", используются в ряде действующих федеральных законов, правовое определение этих понятий на сегодняшний день отсутствует. Неоднозначно и смысловое содержание, в частности, термина "инновационная деятельность", применяемое в разных федеральных законах.
Так, например, если обратиться к положениям самого изменяемого Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (см. абзац 8 пункта 2 статьи 11) или Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации" (статьи 1, 2.1, 3, 10), то в них идет речь о "научной, научно-технической и инновационной деятельности", что дает основание понимать под "инновационной деятельностью" некую самостоятельную деятельность, отличную от научной и научно-технической.
В Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства", который вступит в силу с 1 января 2008 года (см. статьи 16, 22), идет речь о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области "инноваций и промышленного производства". В Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" (статья 5) говорится о развитии "науки и инновационной деятельности". В Федеральном законе "Об утверждении федеральной программы развития образования" идет речь о "внедрении инноваций в образовательный процесс", при этом из смысла данных положений Федерального закона следует, что речь идет о внедрении новейших достижений науки, культуры, производства в образовательный процесс (см. пункт 2.1.1 раздела VI прилагаемой к Федеральному закону Федеральной программы развития образования). Последнее дает основание полагать, что "инновационная деятельность" неразрывно связана с реализацией "результатов интеллектуальной деятельности", регулируемых в рамках части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Более того, если обратиться к положениям недавно принятого Федерального закона от 19 июля 2007 года N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" (несмотря на то, что термин "инновационная деятельность" как таковой используется только в наименовании данного Федерального закона) из его содержания (см. статью 1) следует, что к этой (инновационной) деятельности отнесен значительно более широкий круг отношений. Что же касается области научной деятельности, то данный Федеральный закон относит к так называемой "инновационной деятельности" не все "выраженные в объективной форме научно-технические результаты" (как об этом указано в рассматриваемом законопроекте), а только такие, которые касаются создания новых продукции и технологии или усовершенствования производимой продукции и технологии (перечень приводится в новом дополняемом подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, есть основание полагать, что в целом содержание термина "инновационная деятельность" значительно шире, чем это предлагается рассматриваемым законопроектом, а приведенный в законопроекте перечень видов научной (научно-технической) деятельности, которые предлагается отнести к "инновационной деятельности", не согласуется также и с положениями вышеназванного Федерального закона от 19 июля 2007 года N 195-ФЗ.
Также сообщаем, что представленный законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке (замечания прилагаются).
Заместитель | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.