Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)" -
внесен Правительством Российской Федерации
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14.04.2016 N 294/52 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел по вопросам своего ведения проект федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)" (далее - законопроект N 1040799-6), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях приведения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в соответствие с проектом федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)" (далее - законопроект N 1040802-6), который в свою очередь разработан в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования".
Законопроекты N 1040802-6 и N 1040799-6 направлены на создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. С этой целью предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Его положения переносятся в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополняется разделом XI "Страховые взносы". Таким образом, порядок исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), будет устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации.
Функции сбора страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, в том числе ФОМС, передаются налоговым органам.
При этом под страховыми взносами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Важно, что размер и порядок расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения по-прежнему будет устанавливаться Федеральным законом от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", а администрирование будет осуществлять ФОМС.
В соответствии с законопроектом для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) в 2017 - 2018 годах сохраняется тариф страховых взносов в ФОМС в размере 5,1% без ограничения предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Функции расходования средств обязательного медицинского страхования остаются у ФОМС.
Изменения, которые вносятся законопроектом N 1040799-6 в Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", носят технический характер в рамках общей концепции создания единого механизма администрирования страховых взносов.
Вместе с тем у Комитета имеются следующие замечания.
1. Законопроектом N 1040799-6 не вносится изменений в часть 2 статьи 22 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно которой территориальные органы ПФР представляют сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между ПФР и ФОМС.
Необходимо привести эту норму в соответствие с общей концепцией, а также законодательно урегулировать порядок информационного обмена между фондами обязательного медицинского страхования и налоговыми органами.
2. Комитет видит риски снижения собираемости страховых взносов при смене администратора, как это происходило ранее, что в свою очередь может привести к увеличению дефицитности бюджета ФОМС.
3. Комитет также беспокоят социальные и экономические последствия очередной административной реформы: сокращение численности работников внебюджетных фондов и снижение их доходов (особенно в малых городах), необходимость обустраивать новые рабочие места в налоговых органах, создавать новую информационную систему и т.д. Комитет отмечает, что пояснительные записки к указанным законопроектам не информативны, а финансово-экономические обоснования не содержат никакой экономической оценки предлагаемых изменений.
Комитет считает необходимым ко второму чтению запросить экономические расчеты, связанные с реализацией законопроектов N 1040802-6 и N 1040799-6: сокращение численности работников внебюджетных фондов, расходы на социальные гарантии высвобождаемых лиц, обустройство новых рабочих мест, создание федерального информационного ресурса.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает, что проект федерального закона N 1040799-6 может быть поддержан в представленной редакции при условии учета изложенных замечаний и предложений.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 13 мая 2016 года (протокол N 113).
Председатель Комитета | С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.