Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
(в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)" вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и устанавливаются переходные положения регулирующего характера в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование. Кроме того, предлагаются к признанию утратившими силу отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также отдельные положения отдельных законодательных актов Российской Федерации.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Законопроектом в связи с предлагаемым к признанию утратившим силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) ссылки на указанный Федеральный закон в отдельных положениях изменяемых законодательных актов Российской Федерации заменяются ссылками на "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах". По основаниям, изложенным в заключении комитета на проект федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)" (далее -проект федерального закона N 1040802-6), указанную ссылку необходимо согласовать с проектируемым введением в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) нового вида обязательных платежей ("страховые взносы").
Законопроектом вносятся существенные изменения в отдельные законодательные акты пенсионного законодательства Российской Федерации.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Изменениями, которые вносятся в статью 11 указанного Федерального закона (п. 4 ст. 2 законопроекта), предусматривается разделение, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, - на сведения о страховых взносах, которые представляются страхователями в налоговые органы, и на сведения о стаже, которые представляются страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с данными изменениями следует обратить особое внимание, что без четкого определения состава представляемых страхователем в те или иные органы сведений, без регламентации сроков их представления и уточнения иных необходимых процедур, предлагаемый законопроектом подход серьезно затруднит реализацию Пенсионным фондом Российской Федерации государственной функции по назначению, перерасчету, корректировке размеров, индексации (неиндексации) страховых пенсий и накопительной пенсии.
Представляется также необоснованным исключение законопроектом из пункта 4 статьи 11 указанного Федерального закона нормы, обязывающей страхователя предоставлять застрахованному лицу сведения персонифицированного учета, направленные страхователем в соответствующие органы.
В связи с предлагаемыми изменениями в указанный Федеральный закон, а также изменениями, вносимыми проектом федерального закона N 1040802-6, устанавливается раздельное администрирование страховых взносов, которое передается налоговым органам, и администрирование персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц, которое осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Однако следует особо отметить, что страховщик не сможет полноценно осуществлять администрирование учета пенсионных прав в отрыве от непосредственного администрирования страховых взносов, тем более имея в виду особенности норм пенсионного законодательства Российской Федерации, принятые в последние периоды. Данное утверждение основывается, в том числе, на многочисленных примерах комплекса проблем в правоприменительной практике в период действия Единого социального налога в 2002-2009 годах.
Статьей 6 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Изменениями предлагается новая редакция положений указанного Федерального закона, которыми устанавливаются общий тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и тарифы страховых взносов на финансирование страховой пенсии и финансирование накопительной пенсии для страхователей, производящим выплаты физическим лицам, а также тарифы страховых взносов для страхователей, уплачивающих страховые взносы в фиксированном размере (п.п. 2.1 и 2.2 ст. 22 ("Тариф страхового взноса")).
В новой редакции указанных положений общий тариф страховых взносов устанавливается в размере 22,0 процента вместо 26,0 процента в действующей редакции, а солидарная часть тарифа в размере 6,0 процента вместо 10,0 процента в действующей редакции. Данные изменения представляются довольно странными и не мотивированными.
Тем более, что в предлагаемой законопроектом N 1040802-6 статье 425 ("Тарифы страховых взносов") новой главы 34 ("Уплата страховых взносов") Кодекса общий тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен в размере 26,0 процента.
В связи с этим возникает неопределенность в части возмещения бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации средств на компенсацию выпадающих доходов между общим тарифом в размере 26,0 процента и тарифом, устанавливаемым положениями пункта 2 новой статьи 425 Кодекса на период 2017-2018 годов в размере 22,0 процента, которая предусмотрена в соответствии с положениями новой редакции статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Комитет обращает внимание, что в соответствии с действующей пенсионной формулой стоимость одного пенсионного коэффициента напрямую зависит от размера трансферта из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ и, таким образом, предлагаемые изменения, в связи с их неопределенностью, могут привести к уменьшению индивидуального пенсионного коэффициента и занижению размеров пенсий.
Комитет считает, что указанные противоречия необходимо устранить и восстановить размеры тарифов, установленные в действующей редакции указанного Федерального закона.
Статьями 5 и 8 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральный закон от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Указанными федеральными законами предусмотрены дополнительные гарантии в области социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников организаций угольной промышленности в виде доплаты к пенсии, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет взносов, дополнительно уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующими организациями.
Вносимыми законопроектом изменениями положения норм указанных федеральных законов, в соответствии с которыми устанавливаются тарифы дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, облагаемая база, а также порядок исчисления и уплаты (перечисления) взносов, контроля за правильностью начисления и уплаты взносов, привлечения к ответственности плательщиков взносов за неуплату или неполную уплату сумм взносов (статьи 4-4.2 и статьи 6-8 соответственно), предлагается заменить отсылочной нормой, устанавливающей, что указанные правоотношения регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исключение норм регулирования указанных правоотношений из указанных Федеральных законов, комитет считает необоснованным, так как данные платежи не являются страховыми взносами.
Кроме того, следует обратить особое внимание, что предлагаемое пунктами 1 и 6 статьи 16 законопроекта исключение из указанных федеральных законов норм, предусматривающих обособленный учет данных взносов (статья 6 и статья 7 соответственно), приведет к невозможности осуществления выплаты ежемесячных доплат к пенсиям вышеуказанным категориям граждан.
В связи с чем указанные пункты статьи 16 законопроекта необходимо исключить.
Статьей 10 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Изменениями предусматривается замена в отдельных положениях указанного Федерального закона ссылок на предлагаемый к признанию утратившим силу Федеральный закон N 212-ФЗ, ссылками на законодательство о налогах и сборах, а также дополнением ссылкой на законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Однако следует обратить внимание, что в связи с этими изменениями, которые должны вступить в силу с 1 января 2017 года, возникает правовая неопределенность в реализации прав застрахованных лиц при исчислении продолжительности страхового стажа, размеров пенсии, определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до вступления в силу предлагаемых изменений.
Наиболее масштабные изменения вносятся в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Проектом федерального закона N 1040802 предусматривается, что Кодексом будет осуществляться нормативно-правовое регулирование страховых взносов на обязательное социальное страхование, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется другими законодательными актами Российской Федерации. В связи с чем, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжит осуществлять Фонд социального страхования Российской Федерации.
В то же время, в текущий период Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов по данному виду обязательного социального страхования в соответствии с положениями, предусматриваемого к признанию утратившим силу Федеральным законом N 212-ФЗ.
В связи с этим статьей 3 законопроекта в Федеральный закон N 125-ФЗ вносятся изменения и дополнения в части уточнения и расширения норм правового регулирования страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, администрирование которых осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации.
В качестве замечаний к указанным изменениям необходимо отметить, что в целях обеспечения полноты правового регулирования Федеральный закон N 125-ФЗ следует дополнить положениями, предусматривающими: установление расчетного и отчетного периодов по страховым взносам; полномочия страховщика (Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы) по проведению камеральных и выездных проверок страхователей; порядок доступа должностных лиц Фонда на территорию или в помещения страхователей для проведения выездных проверок.
Требуется также более тщательно согласовать предлагаемые законопроектом изменения с положениями действующей редакции Федерального закона N 125-ФЗ.
Например, положение пункта 1 статьи 26.1 проектируемой новой главы IV.1 (п. 7 ст. 3 законопроекта) дублирует, и при этом недостаточно точно, положение подпункта 2 пункта 2 статьи 17 действующей редакции указанного Федерального закона в части установления обязанности страхователя правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Законопроектом предлагается дополнить указанный Федеральный закон новой главой IV3 "Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом положениями указанной проектируемой главы ответственность за такие нарушения предусматривается только для страхователей и банков, в то время как положениями действующей редакции указанного Федерального закона устанавливаются права, обязанности и ответственность всех субъектов отношений по данному виду обязательного социального страхования.
Статьей 4 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Предлагаемыми изменениями предусматривается новая редакция статьи 20 ("Уплата страховых взносов") указанного Федерального закона, которая дополняется положениями, установленными в предлагаемом к признанию утратившим силу Федеральном законе N 212-ФЗ, о компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов отдельными категориями плательщиков страховых взносов за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
По основаниям, изложенным в заключении комитета на проект федерального закона N 1040802-6 в отношении проектируемой новой статьи 425 Кодекса, следует уточнить номера статей, на которые делаются ссылки в предлагаемых положениях новой редакции статьи 20 указанного Федерального закона.
Статьей 7 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Предлагаемыми изменениями в положениях частей 2, 2.2, 3.1-3.3 статьи 14 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми определяется средний заработок застрахованного лица, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, предусматривается ссылки на предлагаемый к признанию утратившим силу Федеральный закон N 212-ФЗ, заменить ссылками на "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах" (п. 8 ст. 7 законопроекта).
Однако следует обратить внимание, что в связи предлагаемыми изменениями, которые должны вступить в силу с 1 января 2017 года, возникает правовая неопределенность в отношении определения среднего заработка застрахованного лица, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, когда страховой случай наступит в 2017 году, который соответственно должен быть оформлен уже на основании действия новых норм.
В целях исключения такой правовой неопределенности и негативных последствий для застрахованных лиц, необходимо в указанных измененяемых положениях установить основания по определению среднего заработка застрахованного лица отдельно на период по 31 декабря текущего года, и последующие периоды с 1 января 2017 года.
При условии учета изложенных замечаний и предложений, а также замечаний, отмеченных в заключении комитета на проект федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)", Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов считает возможным поддержать проект федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)".
Председатель комитета | О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.