Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федераций"
(в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование),
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)", и отмечает.
Законопроект разработан в целях приведения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в соответствие с изменениями, предусмотренными в проекте федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)", который разработан в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования", предусматривающего возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Законопроектом предлагается внести изменения в: Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации"; Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"; Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"; Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации"; Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Изменения в Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" предусматривают наделение налоговых органов Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов.
Изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусматривают разграничение полномочий налоговых органов и Пенсионного фонда Российской Федерации. В частности, предлагается направлять плательщиками страховых взносов сведения, связанные с уплатой страховых взносов, в Федеральную налоговую службу, а сведения, относящиеся к трудовым отношениям и никак не связанные с уплатой страховых взносов, - в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом такая отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации будет представляться всего 1 раз в год (не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным годом) и не должна привести к росту административной нагрузки на плательщиков страховых взносов. Также предусмотрено, что налоговый орган представляет в органы Пенсионного фонда определенные сведения, в частности, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о суммах заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленных и уплаченных сумм страховых взносов.
В соответствии с частью четвертой ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ к страхователю применяется ответственность за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о работающем у него застрахованном лице в виде санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. В законопроекте предлагается изложить диспозицию данной санкции в новой редакции, предусмотрев ответственность за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в размере 1000 руб., что значительным образом снижает меру ответственности за совершенное правонарушение.
Изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ст. 3 законопроекта) предусматривают дополнение данного Федерального закона положениями, регулирующими администрирование страховых взносов, поскольку в настоящее время в нём существуют отсылочные нормы на Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Предлагаемыми изменениями также уточняются права страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации - ФСС). В частности, страховщику предоставляются права по определению суммы страховых взносов, подлежащей уплате (перечислению) страхователями, взысканию недоимки, а также пеней и штрафов в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, по предъявлению в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Кроме того, расширяются его обязанности, к которым предлагается отнести принятие решений о возврате страхователю сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.
Определяется также порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов и обстоятельства, исключающие такое предоставление, определяется порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов. Также определяются и иные отношения, связанные с обеспечением исполнения обязанности по уплате страховых взносов, контролем за уплатой страховых взносов, выплатой страхового обеспечения, которые основаны на положениях Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
При доработке законопроекта ко второму чтению, полагаем возможным уточнить положения гл. IV.3 "Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с учетом того, что положения, определяющие ответственность за совершение указанных нарушений, также содержатся и в ст. 19 и 22.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, не относящихся к рассматриваемой главе. В частности, предлагается рассмотреть вопрос о дополнении указанной главы мерами ответственности, предусмотренными ст. 19 и 22.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения в территориальный орган страховщика в форме электронных документов в размере 200 руб. (ст. 19); за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в территориальный орган страховщика, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, в размере 20 тыс. руб. (проектируемый п. 6.1 ст. 22.2).
Изменения в п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 6 законопроекта) предусматривают установление тарифов страховых взносов лицам, производящим выплаты физическим лицам (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), в размере 22,0 (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) вместо тарифа 26,0 процента, предусмотренного действующим законодательством и 10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
Вместе с тем, по мнению Комитета, установление тарифов страховых взносов лицам, производящим выплаты физическим лицам в размере 22,0 процента, требует обсуждения. Установление тарифа в данном размере на неопределенный срок предлагается без надлежащих расчетов и обоснований. Кроме того, согласно изменениям в п. 2.2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ при исчислении страхового взноса в фиксированном размере применяется тариф страховых взносов в размере 26,0 процентов, что не согласуется с размером общеустановленного тарифа 22,0 процента.
При подготовке законопроекта ко второму чтению следует учесть, что данные положения дублируют положения п. 2 и 3 ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, в которых определены аналогичные тарифы страховых взносов для указанной категории лиц (страхователей).
Кроме того, в законопроекте определяется единый расчетный документ, а также размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам.
Изменения в Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и в Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (ст. 5 и 8 законопроекта) предусматривают дополнительные гарантии в области социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников организаций угольной промышленности в виде доплаты к пенсии, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет взносов, дополнительно уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующими организациями.
Вносимыми законопроектом изменениями положения норм указанных федеральных законов, в соответствии с которыми устанавливаются тарифы дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, облагаемая база, а также порядок исчисления и уплаты (перечисления) взносов, контроля за правильностью начисления и уплаты взносов, привлечения к ответственности плательщиков взносов за неуплату или неполную уплату сумм взносов (статьи 4-42 и статьи 6-8 соответственно), предлагается заменить отсылочной нормой, устанавливающей, что указанные правоотношения регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 7 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Предлагаемыми изменениями в положениях частей 2, 2.2, 3.1-3.3 ст. 14 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми определяется средний заработок застрахованного лица, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, предусматривается ссылки на предлагаемый к признанию утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ заменить ссылками на "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах" (п. 8 ст. 7 законопроекта).
Однако следует обратить внимание, что в связи предлагаемыми изменениями, которые должны вступить в силу с 1 января 2017 года, возникает правовая неопределенность в отношении определения среднего заработка застрахованного лица, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, когда страховой случай наступит в 2017 году, который, соответственно должен быть оформлен уже на основании действия новых норм.
В целях исключения такой правовой неопределенности и негативных последствий для застрахованных лиц необходимо в указанных измененяемых положениях установить основания по определению среднего заработка застрахованного лица отдельно на период по 31 декабря текущего года, и последующие периоды с 1 января 2017 года.
В законопроекте предусматриваются изменения так же в Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации" и в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые синхронизированы с изменениями, предусмотренными в проекте федерального закона N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)".
Изменения в указанные акты свидетельствуют о том, что сохраняется действующий порядок администрирования страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний территориальными органами ФСС.
Законопроектом определен порядок взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2017 года, представления расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществления контроля полноты исчисления подлежащих уплате страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, пеней, штрафов по состоянию на 1 января 2017 года, исчисления предельной величины базы для начисления страховых взносов для определения размера страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию до 31 декабря 2016 года и с 1 января 2017 года.
По законопроекту имеются и юридико-технические замечания, в частности в ст. 8 законопроекта следует предусмотреть изменения в ст. 7 и 8 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ, которые содержат ссылки на Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Аналогичное замечание относится к статье 10 законопроекта в части внесения изменений в ст. 18 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Учитывая, что данный законопроект направлен на совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами, Комитет поддерживает его концепцию.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)".
Председатель Комитета | А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.