Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
(в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования".
В новой редакции абзаца первого пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), содержащейся в статье 2 законопроекта, полагаем некорректным относить ("включать") к категории работающих лиц, также лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, поскольку речь идет о разных категориях отношений. Работающие лица, это лица, исполняющие свои обязанности в рамках трудовых отношений. В рамках же договора гражданско-правового характера выполняются работы (оказываются услуги). Замечание аналогичного характера касается нового пункта 2.3 статьи 11 указанного Федерального закона.
Кроме того, в новом подпункте 11 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ требует унификации термин "досрочное пенсионное обеспечение", поскольку в пенсионном законодательстве употребляется термин "досрочное назначение пенсий". В проектируемом пятом абзаце части первой статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ требует уточнения термин "формирование пенсионных прав застрахованных лиц", поскольку он в федеральных законах не применяется, а в законопроекте не раскрывается.
В пункте 22 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ следует пояснить, что имеется в виду под лицензионными договорами о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе "заключенными на коллективной основе" (подпункт "г" пункта 4 статьи 2 проекта федерального закона), поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) не предусмотрено такое заключение лицензионных договоров.
Редакцию статьи 18.2 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон 125-ФЗ) (в редакции статьи 3 законопроекта) необходимо уточнить в части лиц, имеющих доступ к информации с ограниченным доступом.
Кроме того, в проектируемой статье 18.2 Федерального закона N 125-ФЗ требует уточнения термин "информация с ограниченным доступом" с учетом нормы части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которой информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Положения пункта 10 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции законопроекта), предусматривающие наличие разделительного баланса при реорганизации юридического лица, противоречат нормам статей 58, 59 ГК РФ, согласно которым при реорганизации составляется передаточный акт. Кроме того, обращаем внимание на нормы статей 60.1 и 60.2 ГК РФ, которые предусматривают возможность признания недействительным решения о реорганизации юридического лица и признания реорганизации корпорации несостоявшейся и устанавливают правовые последствия такого признания.
В новой статье 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ пункт 1 является излишним, поскольку воспроизводит нормы подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ, в соответствии с которым страхователь обязан, в том числе, правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Кроме того, в рамках Федерального закона N 125-ФЗ введено понятие "страховые взносы", а не "страховые взносы по обязательном социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (см. статью 3 Федерального закона N 125-ФЗ).
Упоминаемое в пункте 3 новой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ понятие "физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем", является сокращением, применяемым в рамках Трудового кодекса Российской Федерации (см. статью 20 указанного Кодекса).
В отношении положений пункта 4 проектируемой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ, в которых речь идет о "зависимых обществах", "преобладающих", "участвующих" обществах, отмечаем, что Федеральным законом от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" создание таких обществ не предусмотрено.
По нашему мнению, нуждается в уточнении, о каком физическом лице идет речь в подпункте 3 пункта 5 новой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ, просто о физическом лице, либо о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем (см., например, пункт 3 новой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ). Замечание аналогичного характера касается пункта 6 новой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Полагаем, что в подпункте 3 пункта 6 новой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ нужно говорить не об органе страховщика, а о территориальном органе страховщика, что будет соответствовать терминологии Федерального закона N 125-ФЗ (см., например, подпункт 4 пункта 6 новой статьи 26.1 проекта федерального закона).
Применяемое в подпункте 2 пункта 9 новой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ понятие "лицевой счет" в Федеральном законе N 125-ФЗ не используется, а применяется понятие "счет".
Нуждается в уточнении положение об органе Федерального казначейства, ином уполномоченном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов, о котором идет речь в подпункте 5 пункта 9 новой статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ, поскольку в действующей редакции Федерального закона N 125-ФЗ о таких организациях упоминаний не содержится, а речь идет об открытии счетов только в банках (иных кредитных организациях).
Редакция новой статьи 26.3 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции статьи 3 законопроекта) в части употребления слов "законодательства Российской Федерации о страховых взносах" нуждается в обсуждении, поскольку пунктом 3 статьи 16 законопроекта Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которым определен данный термин, признается утратившим силу.
Аналогичное замечание относится к пункту 2 статьи 26.11 и подпункту 3 пункта 1 статьи 26.23 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции статьи 3 законопроекта).
Пункт 8 новой статьи 26.7 Федерального закона N 125-ФЗ является излишним, поскольку дублирует нормы части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Обращаем внимание, что в соответствии с указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 года N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
В этой связи в пункт 6 статьи 26.11, пункт 17 статьи 26.12 и пункт 9 статьи 26.13 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции статьи 3 законопроекта) необходимо внести соответствующие изменения.
Кроме того, в статьях 26.15 и 26.18 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции статьи 3 законопроекта) необходимо верно указать наименование законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В пункте 7 новой статьи 26.16 Федерального закона N 125-ФЗ наименование органа исполнительной власти следует привести в соответствие с наименованием, применяемом в Федеральном законе N 125-ФЗ. Замечание аналогичного характера касается пункта 1 новой статьи 26.17 Федерального закона N 125-ФЗ.
Иные замечания по всему тексту изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ в части приведения терминологии, применяемой в проекте федерального закона, в соответствие с терминологией Федерального закона N 125-ФЗ:
в тексте проекта федерального закона применяется понятие "банки", "банков", тогда как в Федеральном законе N 125-ФЗ применяется термин "банк (иная кредитная организация)";
в тексте проекта федерального закона используется словосочетание "документы (копии документов)", тогда как в Федеральном законе N 125-ФЗ используется словосочетание "документы (их копии, заверенные в установленном порядке)";
в Федеральном законе N 125-ФЗ не применяется терминологический ряд "физическое лицо (его законный представитель)" (см. пункт 14 новой статьи 26.6 Федерального закона N 125-ФЗ), а применяется ряд "законный или уполномоченный представитель";
в Федеральном законе N 125-ФЗ также не применяется понятие "руководитель (заместитель руководителя)" (пункт 18 новой статьи 26.6 Федерального закона N 125-ФЗ), а осуществление функций страховщика закрепляется через их реализацию территориальным органом страховщика в целом.
Кроме того, по тексту изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ необходимо унифицировать терминологию в части применения понятия "страхователь", либо "лицо".
В пункте 2.1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) (в редакции статьи 6 законопроекта) устанавливаются тарифы страховых взносов лицам, производящим выплаты физическим лицам, в том числе организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, в размере 22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
Отмечаем, что указанные тарифы страховых взносов уже предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ.
В пункте 2.2 статьи 22 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции статьи 6 законопроекта) следует предусмотреть пропорциональность тарифов страховых взносов, установленных пунктом 2.1 указанной статьи 22 Федерального закона, поскольку неясно, о каких размерах пропорциональности идет речь.
Кроме того, обращаем внимание на различные категории страхователей, признаваемых плательщиками страховых взносов, предусмотренные статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ и статьей 419 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)").
В статье 8 законопроекта следует предусмотреть изменения в статьи 7 и 8 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", в которых имеются ссылки на Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Аналогичное замечание относится к статье 10 законопроекта в части внесения изменений в статью 18 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В пункте 12 статьи 16 законопроекта необходимо верно указать наименование Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.