Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 28 июня 2016 г. N 3.7-03/1058
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 24 июня 2016 года
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1008726-6), принятый Государственной Думой 24 июня 2016 года (далее - Федеральный закон) и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды.
С этой целью вносятся изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях), Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) и другие законодательные акты Российской Федерации.
Федеральным законом вводятся следующие нормы, в том числе:
1. Устанавливается, что в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников.
2. Устанавливается, что полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Предлагается до 1 января 2020 года не распространять запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, созданных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Федеральным законом также допускается эксплуатация указанных объектов в границах населенных пунктов на территории Республики Крым и в границах города федерального значения Севастополя в рамках переходного периода.
4. Вводятся правовые нормы, регулирующие вопросы ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
С этой целью расширяется понятийный аппарат Федерального закона об охране окружающей среды. Устанавливается порядок выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а также порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, и проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер. По результатам категорирования из указанных объектов выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию данных работ проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Вводится норма, позволяющая передавать полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Принятие федерального закона позволит:
решить проблему размещения отходов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на период строительства новых объектов размещения отходов, соответствующих природоохранным требованиям;
приступить к реализации давно назревшей проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Необходимо отметить, что после принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении в него были внесены концептуальные изменения. Текст законопроекта, содержащий соответствующие изменения, в субъекты Российской Федерации не направлялся.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в введении Российской Федерации, а также отношения, которые в соответствии с пунктами "д" (охрана окружающей среды; особо охраняемые природные территории), "к" (административное законодательство, законодательство об охране окружающей среды) и "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, так как содержит вопросы, касающиеся финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по аграрно-иродовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета | Г.А. Горбунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.