Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 июня 2016 г. N 5.1-01/2038
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 24 июня 2016 года
Проект названного Федерального закона (N 1008726-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 1 марта 2016 года под наименованием "О внесении изменения в статью 291 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части установления переходного периода в отношении требований к объектам размещения отходов, созданным на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Федеральным законом уточняются положения, связанные с созданием биосферных полигонов.
Предусматривается возможность передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также по осуществлению федерального экологического надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Предлагается установить до 1 января 2020 года переходный период для объектов размещения отходов, созданных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, исключив для них на указанный период требование о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В действующее законодательство вносятся изменения, связанные с ликвидацией накопленного вреда окружающей среде, устанавливаются принципы оценки названного ущерба, учета объектов накопленного вреда окружающей среде, предусматривается ведение государственного реестра таких объектов, их категорирование.
Федеральным законом устанавливается, что работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде ведутся на объектах, включённых в государственный реестр.
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в введении Российской Федерации, а также отношения, которые в соответствии с пунктами "д" (охрана окружающей среды; особо охраняемые природные территории), "к" (административное законодательство, законодательство об охране окружающей среды) и "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Обращаем внимание на то, что после первого чтения законопроект был существенно изменён, в него были внесены положения, не охватываемые первоначальной концепцией, в том числе и регулирующие вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, однако в установленном порядке законопроект в субъекты Российской Федерации не направлялся.
Кроме того, согласно Федерального закона в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников. Вместе с тем на территориях биосферных полигонов допускается возведение объектов капитального строительства, что на настоящий момент запрещено в отношении государственных природных заповедников.
Положения Федерального закона в части выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и включения их в государственный реестр таких объектов не содержат критериев их включения в реестр, оснований для отказа в таком включении.
Выявление, оценка и ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, при этом Правительство Российской Федерации само устанавливает случаи, когда такое выявление, оценка и ликвидация производится федеральными органами исполнительной власти, Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правовым последствием вступления в силу Федерального закона явится особых правил функционирования объектов размещения отходов на территории Крымского округа, что позволит обеспечить переход к исполнению требований законодательства в области обращения с отходами. Установление правовых основ области накопленного вреда окружающей среде позволит принять нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы ликвидации указанного вреда.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации, поскольку касается финансового регулирования, его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 11 июля 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений о накопленном вреде окружающей среде, вступающих в силу с 1 января 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя | Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.