Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 мая 2016 г. N 3.1-05/1901
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе",
принятому Государственной Думой 20 мая 2016 года
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации 7 ноября 2015 года и был принят Государственной Думой 22 декабря 2015 года в первом чтении, 18 мая 2016 года во втором чтении и 20 мая 2016 года в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на уточнение продолжительности отпуска государственных гражданских служащих в целях оптимизации бюджетных расходов.
В этих целях вносятся изменения в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающие установление одинаковой для всех категорий гражданских служащих продолжительности основного отпуска, определение продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день в размере трех календарных дней, а также пересмотр соотношения стажа гражданской службы и предоставляемого в связи с ним отпуска за выслугу лет.
Согласно действующей редакции Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска зависит от замещаемой должности гражданской службы. Согласно Федеральному закону минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех групп должностей составит 30 дней.
Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;
2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;
3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;
4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.
В соответствии с действующим законодательством продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день не должна быть менее 3 календарных дней (без ограничения верхним пределом).
Федеральным законом предлагается ограничить продолжительность этого отпуска тремя календарными днями.
Исчисление в соответствии с требованиями Федерального закона продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы на день вступления в силу Федерального закона, начинается с нового служебного года.
Предусмотренная Федеральным законом минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска гражданского служащего будет превышать установленную Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работника. Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации особенности государственной гражданской службы предопределяют установление для государственных служащих повышенных по сравнению с лицами, работающими по трудовому договору, требований и ответственности и закрепление за ними ряда государственных гарантий (определения от 19 января 2011 года N 48-О-О, от 5 июня 2014 года N 1212-О).
В обосновании принятия проекта Федерального закона указывалось на оптимизацию бюджетных расходов на отплату отпусков гражданских служащих в размере 3,3 млрд. руб. в год. Однако расчет финансово-экономического обоснования не представлен.
Предусмотренное Федеральным законом регулирование в отсутствии дополнительных гарантий и компенсаций фактически снижает уровень государственных гарантий государственным гражданским служащим.
В ходе работы над проектом Федерального закона в его текст были внесены поправки редакционного характера, одна из которых предложена членом Совета Федерации А.И. Александровым. Поправки членов Совета Федерации А.И. Александрова и В.В. Семенова, касающиеся дополнительных государственных гарантий государственным гражданским служащим, были отклонены.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "т" (федеральная государственная служба) статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом "ж" (социальная защита) и пунктом "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагают одобрить Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе".
Председатель Комитета | А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.