Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 24 мая 2016 г. N 3.8-04/1206
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе"
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 мая 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 7 ноября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" и принят 22 декабря 2015 года в первом чтении, 18 мая 2016 года во втором чтении и 20 мая 2016 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу было направлено 7 поправок, из них: 1 - принята; 6- отклонено.
Федеральный закон направлен на упорядочивание продолжительности отпусков на государственной гражданской службе.
Федеральным законом изменяется продолжительность следующих видов отпусков на гражданской службе: ежегодного основного оплачиваемого отпуска (далее - основной отпуск); ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет (далее - отпуск за выслугу лет); ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим (далее - гражданские служащие), для которых установлен ненормированный служебный день (далее - отпуск за ненормированный служебный день).
Федеральным законом устанавливается одинаковая для всех гражданских служащих вне зависимости от группы замещаемых ими должностей продолжительность основного отпуска - 30 календарных дней и отпуска за ненормированный служебный день - 3 календарных дня.
Также устанавливается соотношение продолжительности стажа гражданской службы и отпуска за выслугу лет: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день; при стаже от 5 до 10 лет - 5 дней; при стаже от 10 до 15 лет - 7 дней; при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона для гражданских служащих, имеющих на день вступления его в силу неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков сохраняется право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.
Исчислять по новым правилам продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, предлагается начать с их нового служебного года.
Комитет отмечает, что статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации установлена общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работника - 28 календарных дней, которая установлена в расчете на нормальные условия и среднюю интенсивность труда и призвана гарантировать реализацию права на ежегодный отдых, необходимый для полного восстановления трудоспособности.
Таким образом, вводимая Федеральным законом продолжительность отпусков на гражданской службе по-прежнему будет превышать общеустановленную в Российской Федерации продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работника, и, по мнению Комитета, не может рассматриваться как снижение установленных гарантий на ежегодный отдых гражданскими служащими.
Вместе с тем, при дальнейшем реформировании государственной гражданской службы следует учитывать, что социальные гарантии гражданских служащих являются дополнительным стимулом для привлечения высококвалифицированных специалистов и сохранения кадров государственной гражданской службы.
Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования (статья 3).
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "т" (федеральная государственная служба) статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом "ж" (социальная защита) и пунктом "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования, предусмотренных пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель | Л.А. Косткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.