Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 184222-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный депутатами Государственной Думы М.А. Мукабеновой, О.А. Николаевым, А.А. Ющенко, С.В. Чиндяскиным, М.С. Шереметом
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы М.А. Мукабеновой, О.А. Николаевым, А.А. Ющенко, С.В. Чиндяскиным, М.С. Шереметом проект федерального закона N 184222-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих регулирование деятельности информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями пользователей сети "Интернет".
Предлагаемыми изменениями вводятся понятия "информационно-коммуникационного сервиса" и "информационно-коммуникационного сервиса обмена мгновенными, сообщениями".
Положениями законопроекта на организатора обмена мгновенными сообщениями налагается ряд обязанностей, в частности:
- идентификация пользователей на основании договора об идентификации с операторами связи;
- обеспечение возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти;
- ограничение рассылки массовых электронных сообщений и сообщений, содержащих информацию, распространение которой запрещено по требованию уполномоченного органа.
Также законопроектом предусматривается возможность ограничения доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивается организатором обмена мгновенными сообщениями, в случае не исполнения им требований уполномоченного федерального органа исполнительной власти об ограничении рассылки массовых электронных сообщений, ограничении рассылки сообщений не идентифицированных пользователей, ограничении публикации и (или) передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации, до устранения нарушений.
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи концептуально поддерживает принятие законопроекта, однако обращает внимание, что некоторые его положения нуждаются в согласовании с нормами действующих федеральных законов, а также в терминологической и юридической корректировке.
В частности, пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить понятийный аппарат указанного Федерального закона определениями "информационно-коммуникационные сервисы" и "информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными, сообщениями", однако, далее по тексту законопроекта упоминается только "информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями" в рамках одной статьи указанного Федерального закона и не применяются к иным его положениям, а термин "информационно-коммуникационные сервисы" вообще не используется, в связи с чем, полагаем целесообразным раскрыть выше обозначенные термины в рамках одной статьи, регулирующей деятельность данных субъектов правоотношений.
Кроме того, необходимо обратить внимание на внутренние противоречия между упомянутыми определениями, а именно, информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями определяется как информационная система и (или) программа для электронных вычислительных машин, которая предназначена и (или) используется для приема, передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" в целях обмена электронными сообщениями между пользователями сети "Интернет", в том числе для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц, вместе с тем, при раскрытии в законопроекте определения информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями установлено, что данный сервис не предусматривает размещение пользователями общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и передачу электронных сообщений неопределенному кругу лиц.
Также обращаем внимание на необходимость согласования понятия "информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями" с обязанностями, которые возлагаются на данного субъекта правоотношений. Так, на организатора обмена мгновенными сообщениями возлагается обязанность по обеспечению возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть предполагается, что данные сообщения должны быть разосланы неопределенному кругу лиц, однако, согласно проектируемому определению информационно-коммуникационного сервиса обмена мгновенными сообщениями такая возможность у него отсутствует.
Пунктом 1 проектируемой части 4.2 статьи 10.1 указанного Федерального закона на организатора обмена мгновенными сообщениями возлагается, в частности, обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети "Интернет", которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом, идентификация пользователей сети "Интернет" осуществляется оператором связи с использованием абонентского номера, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором связи. Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время многие сервисы обмена мгновенными сообщениями идентифицируют своих пользователей без использования абонентского номера, в связи с чем, требует дополнительного обсуждения вопрос идентификации таких пользователей по номеру телефона.
Высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 184222-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета | Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.