Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 49153-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
В новой редакции подпункта 6 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусматривается установление Правительством Российской Федерации Правил поведения на борту воздушного судна, в связи с чем отмечаем, что в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 года N 1208 утверждены "требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта", несоблюдение которых влечет привлечение физического лица к административной ответственности (см. статью 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом в указанном положении проекта предусматривается, что устанавливаемые Правительством Российской Федерации Правила поведения на борту воздушного судна должны содержать указания на требования к пассажирам, невыполнение которых влечет за собой включение пассажира в списки лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, что требует согласования с положением пункта 1 предлагаемой статьи 107.1 ВК РФ, в котором прямо перечислены основания для включения пассажира в указанные списки.
Пункт 1 статьи 107 ВК РФ дополняется таким основанием для расторжения перевозчиком в одностороннем порядке заключенного с пассажиром договора воздушной перевозки, как наличие пассажира в списках лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, в связи с чем полагаем необходимым уточнить, подлежит ли возврату пассажиру уплаченная им за воздушную перевозку провозная плата в случае расторжения перевозчиком заключенного с ним договора воздушной перевозки по указанному основанию, в том числе в случае, если на момент заключения такого договора пассажир уже находился в списках лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки (см. пункты 2-6 статьи 107).
В подпункте 1 пункта 1 новой статьи 107.1 ВК РФ в числе оснований для включения пассажира в списки лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, указано "привлечение за последние пять лет пассажира к уголовной ответственности за преступления, совершенные им на борту воздушного судна". Из содержания данной формулировки неясно, с какого момента следует отсчитывать указанные пять лет.
Поскольку в соответствии с положениями проекта включение пассажира в списки лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, в результате нарушения им правил поведения на борту воздушного судна осуществляется не в рамках производства по делу об административном правонарушении, также обращаем внимание, что в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 703192-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)", предусматривающий такой вид административного наказания, как административный запрет на посещение публичных, официальных спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров.
В пункте 3 новой статьи 107.1 ВК РФ к жизненным обстоятельствам, требующим воздушной перевозки пассажира, отнесено в том числе "сопровождение третьих лиц", в связи с чем неясно, о сопровождении каких лиц и в каких целях идет речь в данном случае. Также неясно, каких лиц следует относить к "родственникам или близким лицам", о которых говорится в указанном положении. Понятие "иные обстоятельства, требующие его присутствия" также является недостаточно определенным и допускает возможность широкого усмотрения при его толковании.
В пункте 7 новой статьи 107.1 ВК РФ предусмотрено, что пассажир исключается из списка лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, по истечении пяти лет со дня принятия решения о его включении в данный список. Поскольку включение гражданина в список лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, лишь дает право, но не обязывает перевозчиков отказывать ему в перевозке, не ясно, возможно ли продление срока нахождения гражданина в указанном списке, если в течение пяти лет нахождения в списке гражданин повторно совершит действия, являющиеся основанием для включения в указанный список.
Согласно пункту 4 статьи 107.1 ВК РФ списки лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, предоставляются перевозчикам и субъектам транспортной инфраструктуры по их запросу в порядке, установленном Федеральным законом "О транспортной безопасности", в связи с чем в предлагаемой части 6.3 статьи 11 данного Федерального закона следует уточнить, что в автоматизированных централизованных базах персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств размещаются именно указанные списки, а не дополнительные сведения о пассажирах, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.
В предлагаемой части 6.3 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлено, что сведения о пассажирах, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, размещаются в автоматизированных централизованных базах персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по представлению перевозчика. При этом в статье 107.1 ВК РФ установлено, что решение о включении гражданина в списки лиц, которым может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки, принимается федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Полагаем, что таким образом указанным спискам придается определенный статус, предполагающий, что сведения данных списков должны включаться в автоматизированные централизованные базы автоматически или на основании решения федерального органа исполнительной власти, а не по представлению перевозчика (см. часть 3 статьи 11 Федерального закона). В связи с изложенным полагаем, что механизм включения пассажиров в списки и включения данных списков в автоматизированные централизованные базы данных требует доработки.
Обращаем внимание, что положения проекта требуют соответствующей корректировки пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.