Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 18 мая 2016 г. N 184/6.2
на проект федерального закона N 1009203-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников"
внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.В. Климовым, О.Л. Михеевым, членом Совета Федерации В.В. Полетаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1009203-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект направлен на определение и регулирование нового вида деятельности на финансовом рынке - деятельности финансовых советников.
С этой целью законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты".
Комитет, поддерживая в целом концепцию представленного законопроекта, полагает необходимым доработать его по следующим направлениям.
1. Согласно законопроекту, условием получения статуса финансового советника является обязательное членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка. Использование термина "финансовый советник" в наименовании организаций допускается только финансовыми советниками, получившими указанный статус в соответствии с комментируемым законопроектом. Деятельность по финансовому консультированию осуществляется на основании гражданско-правового договора об оказании услуг по финансовому консультированию, заключенного в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем, отсутствие статуса финансового советника не является препятствием для оказания услуг финансового консультирования, поскольку законопроект не содержит конкретного перечня услуг, оказывать которые может исключительно финансовый советник.
В связи с чем, не усматривается целесообразность введения специального регулирования деятельности по финансовому консультированию, осуществлять которую фактически могут любые участники гражданских правоотношений.
2. Согласно положениям законопроекта, финансовые рекомендации предоставляются финансовыми советниками при получении ими от клиентов "информации, необходимой для определения инвестиционного профиля клиента". В случае отказа клиента от предоставления указанной информации, финансовые рекомендации не предоставляются.
Однако указанное положение носит лишь декларативный характер, поскольку неясно, что именно подразумевается под "информацией, необходимой для определения инвестиционного профиля клиента".
Принимая во внимание принцип определенности правовой нормы, указанные положения законопроекта требуют уточнения.
3. Законопроектом предусматривается, что финансовый советник при предоставлении финансовых рекомендаций клиенту может использовать программно-технические средства, прошедшие аккредитацию в Центральном Банке Российской Федерации. Однако какие-либо сущностные характеристики вышеназванных "программно-технических средств" в законопроекте отсутствуют.
Учитывая изложенное, неясно, подразумевается ли использование финансовым советником, например, так называемых алгоритмических информационных систем, или иное.
4. Законопроектом определено, что страхование ответственности финансового советника - индивидуального предпринимателя, оказывающего консультационные услуги физическим лицам, является обязательным условием осуществления им деятельности по финансовому консультированию.
Вместе с тем необходимо отметить, что пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. При этом федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие среди прочего субъекты страхования, и объекты, подлежащие страхованию.
В настоящее время такой федеральный закон в системе законодательства Российской Федерации отсутствует.
Учитывая изложенное, предлагаемая законопроектом норма о страховании ответственности не способна воплотиться в данных правоотношениях и создает тем самым пробел в законодательстве.
Кроме того, данные положения законопроекта распространяются только на финансовых советников - индивидуальных предпринимателей. В то время как законопроектом определено, что финансовым советником может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
5. Законопроектом предусматривается выделение отдельной статьи, посвященной конфликту интересов финансового советника.
Возможный конфликт интересов финансового советника является весьма актуальной проблемой, создающей дополнительные риски для участников правоотношений в сфере финансового консультирования.
Однако, по мнению Комитета, этот вопрос недостаточно подробно рассматривается в законопроекте.
Так, риск конфликта интересов может возникнуть при совмещении лицом, осуществляющим деятельность по финансовому консультированию, статуса финансового советника и субъекта финансового рынка (например, агента негосударственного пенсионного фонда, страхового агента и др.).
При этом, в законопроекте отсутствуют положения, определяющие источники финансирования для выплаты вознаграждений финансовым советникам. В связи с этим неясно, будут ли данные услуги оплачиваться клиентом или за счет комиссий от рекомендованных советником и приобретенных клиентом финансовых услуг, или будет использоваться какой-либо иной механизм выплаты.
Необходимо обратить внимание, что частью 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включающие в себя в том числе меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
6. Законопроектом предусматривается обязанность финансового советника соответствовать требованиям к уровню квалификации, установленным Уполномоченным органом и (или) саморегулируемой организацией финансовых советников. При этом, в соответствии с законопроектом, Банком России и (или) саморегулируемой организацией устанавливаются как квалификационные требования, так и требования к профессиональному опыту финансового советника, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Однако неясно, в каких случаях указанные требования устанавливаются Банком России, а в каких - саморегулируемой организацией. Кроме того, в законопроекте отсутствуют сущностные характеристики понятия "профессиональный опыт".
Таким образом, указанные положения законопроекта требуют уточнения, а их применение к работникам лицензированных профессиональных участников рынка ценных бумаг - дополнительного обоснования.
Кроме того необходимо отметить, что законопроект требует правок редакционного и юридико-технического характера.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1009203-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников" с учетом высказанных выше замечаний.
Председатель Комитета | Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.