Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 1016240-6 "О внесении изменения в Кодекс об административных правонарушениях"
(в части установления ответственности за продажу товаров, в отношении которых в целях защиты национальных интересов Российской Федерации запрещается либо ограничивается осуществление внеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в соответствии с действующим законодательством),
внесенный депутатами Государственной Думы С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за продажу товаров, в отношении которых в целях защиты национальных интересов Российской Федерации запрещается либо ограничивается осуществление внеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в соответствии с действующим законодательством.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленную законодательную инициативу и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) основанием для установления административной ответственности в Кодексе является, в частности, нарушение правил и норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Федеральный закон) к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Других запретов вышеперечисленные нормативные правовые акты не содержат. Таким образом, основания для установления административной ответственности за продажу таких товаров отсутствуют.
Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 года N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" запрещенная к ввозу на территорию Российской Федерации продукция подлежит уничтожению, что означает наступление для нарушителей неблагоприятных последствий за несоблюдение установленного запрета.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.
В настоящее время действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных пунктом 1 Указа, продлено на один год с 6 августа 2015 года (Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2015 г N 320).
Следует отметить, что в санкции проектируемой статьи 14.2.1 Кодекса предусмотрены размеры административных штрафов, налагаемых на должностных лиц, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 Кодекса)) в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Данный размер административного штрафа не согласуется с частью 1 статьи 3.5 Кодекса, согласно которой размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать пятидесяти тысяч рублей.
Законопроектом не предусмотрен круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих правонарушениях, и не определены должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые планируется предусмотреть в Кодексе.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "10" мая 2016 года.
Председатель Комитета | В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.