Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 207445-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-Ф3) в ныне действующей редакции: извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Вносимым мною законопроектом предлагается исключить из указанной части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ следующие слова "или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.".
Целью указанного законопроекта является устранение самой возможности проведения разного рода махинационных схем в сфере госзакупок и искоренение всевозможных коррупционных схем, мешающих экономить государству бюджетные средства путем госзакупок.
Что у нас имеется на данный момент. Госзакупки - это инструмент для того, чтобы мы получали нужные товары и услуги за умеренную цену, тем самым, контролируя процесс, мы экономим бюджетные средства.
Норма, содержащаяся в настоящее время в части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ: "или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, (лицо, предложившее) наиболее высокую цену договора." - дает возможность создавать коррупционные схемы, на основании которых либо освоить средства под ноль, либо закупать товары и услуги по завышенным ценам.
В моей практике я сам лично не сталкивался с торгами, где участники опускались до нуля, но примеров подобных схем знаю немало. Возьмем, к примеру, статистику. За 2015 год государство переплатило за товары и услуги 16% от общей суммы.
Рассмотрим все в цифрах. Всего в 2015 году через сайт "http://www.zakupki.gov.ru" бюджетные учреждения заключили 3,32 млн. контрактов по 10,8 млн. товарных позиций на общую сумму 5,4 трлн. руб. Пока было проанализировано четверть всех контрактов: это 4,8 млн. товаров и услуг, 45% от общего числа. Если измерять в деньгах, это сделки на 727,5 млрд. руб., 13% от суммы всех открытых госконтрактов. Федеральный и местные бюджеты только в этой части госзакупок переплатили как минимум 116,8 млрд. руб.
35% из 1,3 млн. проанализированных сделок прошли с завышенной ценой. Больше всего госучреждения переплатили за лекарства и медпрепараты - 23,9 млрд. из 185,1 млрд. руб., потраченных на эти цели в 2015 году. Вторыми идут продукты питания и общепит: тут превышение составило 21,7 млрд. из 103,5 млрд. руб. Замыкают тройку услуги по управлению государственной недвижимостью (охрана, уборка и т. п.) с превышением в 14,1 млрд. из 81,9 млрд. руб. по сделкам в этой категории. Кроме того, госучреждения значительно переплатили за горюче-смазочные материалы - 6,4 млрд. из 44,7 млрд. руб.
Анализ был проведен лишь части закупок за 2015 год. Проводилось это на основании данных сайта государственных закупок http://www.zakupki.gov.ru. Только за 2015 год бюджет переплатил немалую сумму за все виды товаров и услуг.
Как работает данная схема. Госзаказчик объявляет закупку товара или услуги. Принимают участие допустим четыре компании А, Б, В и Г. Участники А и Б вполне себе обычные компании с реальным предложением бьются за контракт, понижая цену до приемлемой для себя. Компания Г ставит в своем предложении ноль. Естественно, ниже нуля никто не снизится, и он побеждает по цене всех. После чего, согласно данной части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, на законных основаниях госзаказчик объявляет торги уже на повышение цены. Но повышение цены идет не от нуля, а от максимальной цены контракта. Объявляется торг, но в названии текста, по которому будет производиться поиск контракта, делают ошибки. Допустим, нужна госзаказчику "ручка шариковая". В названии контракта пишется "ручъка шаръиковая". Вроде опечатка безобидная, но поисковик ее не выдаст по вашему запросу "ручка шариковая". Такую закупку увидят только свои компании, так скажем, "нужные", и играют уже на повышение, где уже участвуют компании В и Г. Повысив цену до нужного максимума, одна из которых, компания В, побеждает. А компания Г ликвидируется, так как создана была только для того, чтобы принять один раз участие. Что грозит компании Г? Она попадает в реестр недобросовестных поставщиков и не имеет права принимать участие в следующих торгах. Да и не планировала особо. Создать компанию у нас стоит примерно 50 тыс. руб. со всеми издержками, эта сумма окупится тем, кто "подстроил" торги.
И как мы видим, эта одна из немногих схем сделана на законных основаниях, благодаря Закону N 223-ФЗ, а именно, его статье 3, части 2, где безобидно добавлен текст "если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора". Именно этот текст мы и предлагаем убрать из данного закона. Это, конечно, не исключит всех махинационных схем в сфере госзакупок, но, лишив махинаторов и мошенников возможности ссылаться на данную норму, мы сможем призывать к ответственности тех, кто грабит наш бюджет.
Для чего это чаще всего делается. Допустим, благодаря торгам и снижениям цен на закупки товаров и услуг, у госпредприятия имеются не освоенными 5 млн. рублей. Как их освоить? Об этом голова болит у многих. И вот есть решение. Создаем закупку товара или услуги на 2 млн. руб. начальной цены. Победитель увеличивает до 5 млн. руб., и все освоено вполне законно! Кто-то получает контракт, кто-то решает проблему освоения средств, или даже, более того, создает дефицит на предприятии с целью увеличения финансирования своего предприятия на следующий календарный год.
Еще одна причина создания таких схем. Потому что можно! Потому что есть в законе лазейка! Именно эту лазейку мы и хотим прикрыть благодаря предлагаемому законопроекту "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Цель законопроекта абсолютно проста - лишить законных оснований грабить бюджетные средства путем махинаций, основанных на применении части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Это даст еще один инструмент сэкономить бюджетные средства и добавит уверенности честным предпринимателям.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.