Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай (далее - проект), и сообщает.
Проектом предлагается новая редакция статьи 7 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации N 1807-I), предусматривающая, в частности, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают государственную программу по сохранению, изучению и развитию государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации в соответствии с принятой государственной программой Российской Федерации и осуществляют меры по ее реализации.
В проекте может быть поддержан переход от термина "целевые программы" к термину "государственные программы", который используется в Федеральном законе от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) и Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем, к проекту имеются существенные замечания.
Проектом на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность по разработке государственной программы по сохранению, изучению и развитию государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации в соответствии с принятой государственной программой Российской Федерации.
Действующей редакцией статьи 7 Закона Российской Федерации N 1807-I органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право разрабатывать региональные целевые программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации.
Существующее регулирование в этой части представляется обоснованным и достаточным.
То же следует из части 3 статьи 37 Федерального закона N 172-ФЗ, согласно которой в случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации.
Пункт 7 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года N 51-СФ, на который авторы проекта ссылаются в пояснительной записке, носит рекомендательный характер, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решение о его реализации, исходя из возможностей бюджета субъекта Российской Федерации и объективной необходимости поддержки тех или иных языков народов Российской Федерации с учетом проживания на территории субъекта Российской Федерации носителей таких языков.
С учетом изложенного вызывает сомнение и требует дополнительного обоснования допустимость и целесообразность возложения указанной обязанности на все субъекты Российской Федерации, включая области, края и города федерального значения, вне зависимости от проживания на их территории носителей тех или иных языков народов Российской Федерации.
Кроме того, возложение указанной обязанности с неизбежностью повлечет дополнительные расходы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что также нуждается в серьезном обосновании.
Проект требует соотнесения с положениями Федерального закона N 172-ФЗ. В частности, предлагаемая норма, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают государственную программу субъекта Российской Федерации в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации государственной программой, нуждается в согласовании с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 172-ФЗ, устанавливающей, что государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет по культуре полагает, что проект федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, не может быть поддержан.
Председатель Комитета | С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.