Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1015271-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части установления дополнительных гарантий потребителей",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, О.Л. Михеевым
(первое чтение)
В проекте федерального закона предлагается внести в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) изменения, предусматривающие значительное повышение мер ответственности изготовителей, исполнителей, продавцов, импортеров за любые нарушения прав потребителей, например, право потребителей в случае причинения им убытков (вреда) требовать по своему выбору от указанных лиц выплаты им компенсации в пятикратном объеме причиненных убытков (вреда) либо возврата пятикратной цены, уплаченной за товар, работу или услугу, а в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги) - право по своему выбору требовать от указанных лиц возмещения причиненного вреда в десятикратном объеме либо возврата стократной цены, уплаченной за товар, работу или услугу. Причем возможность возврата указанных пятикратной или стократной цены, уплаченной за товар, работу или услугу, не зависит от размера фактически причиненных потребителю убытков (вреда). Таким образом, на изготовителей (исполнителей, продавцов, импортеров) может возлагаться обязанность выплаты потребителю компенсации в размере, значительно превышающем размер фактически причиненных ему убытков (вреда). В связи с этим отмечаем, что установление законодателем мер гражданской ответственности одних лиц перед другими должно осуществляться с соблюдением баланса интересов таких лиц, требований разумности и справедливости. Полагаем, что содержащиеся в проекте положения нуждаются в дополнительном обосновании.
Обращаем внимание на внутренние противоречия положений пунктов 4 и 6 статьи 1 проекта по вопросу о размере возмещения исполнителем вреда (убытков), причиненного имуществу потребителя вследствие недостатков выполненной работы или оказанной услуги.
Кроме того, положения проекта, устанавливающие указанные выше размеры ответственности изготовителей (исполнителей, продавцов, импортеров) перед потребителями, требуют согласования с положениями пунктов 1 и 3 статьи 12, абзаца седьмого пункта 1 статьи 18, пункта 2 статьи 29 Закона, в которых говорится лишь об обязанности изготовителей (исполнителей, продавцов, импортеров) по возмещению причиненных потребителю убытков (вреда) в полном объеме, о возврате потребителю цены товара (работы, услуги).
В пункте 3 статьи 1 проекта предлагается в пункте 6 статьи 13 Закона слово "пятьдесят" заменить словом "сто", в связи с чем отмечаем, что слово "пятьдесят" используется как в первом, так и во втором абзаце пункта 6 статьи 13, при этом замена данного слова во втором абзаце приведет к необоснованному, на наш взгляд, лишению потребителя права на получение части штрафа, взысканного судом с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в случае если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 1 проекта говорится об обязанностях (ответственности) продавца (исполнителя) со ссылкой в том числе на пункт 3 статьи 18 Закона, однако в пункте 3 статьи 18 регулируются только вопросы ответственности изготовителя и импортера.
Начальник управления | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.