Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 225181-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) торговая сеть определяется как "совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации".
На территории Сахалинской области отсутствуют торговые сети федерального уровня. При этом если в областном или районных центрах на юге Сахалина розничная сеть состоит из торговых объектов, классифицированных как супермаркеты с площадью торгового зала от 400 , то в большинстве других населенных пунктов торговая сеть состоит из двух (и более) торговых объектов шаговой доступности (торговой площадью до 50 каждый), использующих метод индивидуального обслуживания через прилавок и реализующих товары повседневного спроса узкого ассортимента.
По состоянию на начало 2017 года, по данным министерства торговли и продовольствия Сахалинской области, общее количество торговых объектов составило 3895 с суммарной площадью 310,7 тыс. . Из общего количества торговых объектов количество магазинов, реализующих продовольственные товары (без учета торговых центров, количество которых составляет 156 торговых объектов суммарной площадью 27,3 тыс. , а также павильонов и киосков), составило 1645 объектов суммарной площадью 64,9 тыс. . При соотношении значений суммарной площади торговых объектов (64,9 тыс. ) и количества магазинов, реализующих продовольственные товары (1645), среднее значение торговой площади одного объекта по Сахалинской области составляет 40 м2.
Оценка доли объектов торговли с торговой площадью не более 50 от общего количества торговых объектов по зонам Сахалинской области (южная, центральная, северная зоны) показала, что наибольший их вес в центральной и южной зонах 70,4% и 63,9% соответственно, наименьший - на севере Сахалинской области - 52,1%.
Торговые объекты с торговой площадью не более 50 , принадлежащие местным предпринимателям (как правило, - это субъекты малого предпринимательства), не оказывают регулирующего воздействия на рынок. Их ценовая политика полностью зависит от покупательной способности населения, проживающего на данных территориях.
Практика правоприменения показала, что основной проблемой при реализации положений Федерального закона N 381-ФЗ такими предприятиями является недостаточность финансовых ресурсов на исполнение норм по организации сайтов и их содержанию.
В законопроекте в целях поддержки развития малого предпринимательства предлагается классифицировать торговую сеть не только по количественному параметру, принадлежности хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц, но и по типу торгового предприятия, по площади торгового зала, по методам продажи и (или) по формам торгового обслуживания покупателей. К такому типу торговых предприятий в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013, утвержденным Приказом Госстандарта от 28.08.2013 N 582-ст (ред. от 29.03.2016), относятся супермаркеты и гипермаркеты. Данные объекты имеют площадь торгового зала от 400 (для гипермаркетов - от 5000 ), осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (для гипермаркетов - универсального ассортимента) по методу самообслуживания, что отвечает основным принципам ведения бизнеса международных торговых сетей.
Внесение указанных изменений позволит субъектам малого предпринимательства, а также субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим торговую деятельность в селах и отдаленных населенных пунктах, освободиться от обязанности по организации собственных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что поможет обеспечить относительную финансовую устойчивость их хозяйственной деятельности.
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.