Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 230341-7 "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Целью проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" является:
выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с перевозчиками на других видах транспорта в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, что позволит создать конкурентные условия в сфере перевозок различными видами транспорта и обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы России;
гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров при осуществлении перевозок во внутреннем и международном железнодорожном сообщениях.
При подготовке законопроекта были изучены в части условий перевозки и ответственности за просрочку доставки грузов, порожних вагонов следующие документы:
международные соглашения о прямом железнодорожном сообщении, такие как Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении (ратифицировано Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 86-ФЗ);
законодательство Белоруссии и Казахстана - основных участников Евразийского экономического союза;
законодательство Российской Федерации в области других видов транспорта.
При сравнимых условиях перевозки ответственность за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, предусмотренная статьей 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" составляет 9% платы за перевозку за каждый день просрочки и до 100% провозной платы, в то время как международными соглашениями и законодательством стран участников ответственность предусматривается с 5% платы за перевозку за каждый день просрочки (Казахстан - 5%, Белоруссия - 6%), и ограничена, при этом, в Белоруссии 30% , а в Казахстане 50%.
Сравнение условий организации и осуществления перевозки, а также ответственности за просрочку доставки на других видах транспорта показало, что железнодорожный перевозчик ограничен не только государственным ценовым регулированием, но и публичным характером договора перевозки, а также более жесткими условиями ответственности.
Железнодорожным перевозчиком (ОАО "РЖД") за счет реализации мер, направленных на повышение скорости доставки, как наиболее комплексного показателя, оценивающего все технологические элементы перевозочного процесса при следовании груза от отправителя к получателю, в 2016 году достигнута максимальная с момента образования компании скорость доставки груженой отправки (380,5 км/сут. с увеличением к уровню 2014 года на 53,1 км/сут). При этом доля груженых отправок, прибывших в нормативный срок, увеличена на 7,2 процентных пункта к уровню 2014 года и составила 96,7%.
Изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства перевозчика и дополнительные вложения в строительство и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что существенно скажется не увеличении скорости доставки.
Законопроект не отменяет права грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) на качественную и своевременную доставку, так как не исключает ответственности перевозчика, а только выравнивает ее при внутренних железнодорожных перевозках с ответственностью при перевозках в международном сообщении. Кроме того, если перевозчик не доставит груз, он будет нести ответственность за несохранную перевозку, которая включает возмещение стоимости груза и пропорциональный возврат провозной платы. А при несвоевременной доставке вагона внутренним законодательством предусмотрена еще и ответственность за невыполнение заявки на перевозку груза.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.