Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 229575-7 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Законопроект направлен на закрепление в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полномочий прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан, а также вступление в процесс для дачи заключений в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 39 КАС РФ прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом. Статьей 221 КАС РФ, определяющей круг лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, участие прокурора в рассмотрении судом названных дел не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" дела об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, рассматриваются с обязательным участием прокурора.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость внесения изменений в часть 7 статьи 39 КАС РФ в целях законодательного закрепления правовой возможности прокурора по вступлению в процесс для дачи заключения по административным делам, не перечисленным в КАС РФ.
Внесение данных изменений будет соответствовать правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
В настоящее время неоднозначно складывается практика принятия к производству административных исковых заявлений прокуроров о принудительной госпитализации в медицинскую организацию отдельных категорий граждан в недобровольном порядке.
Так, в ходе анализа правоприменительной практики за период с 15.09.2015 по 01.09.2016 установлено, что на основании обращений главных врачей противотуберкулезных организаций (диспансеров) и районных больниц с просьбой обратиться в суд с административным исковым заявлением о недобровольной госпитализации граждан, больных заразной формой туберкулеза, уклоняющихся от обследования или от лечения, прокурорами направлено 360 административных исковых заявлений. При этом суды большинства субъектов Российской Федерации принимают, рассматривают и удовлетворяют указанные административные исковые заявления. В частности, из 360 административных исковых заявлений прокуроров судами удовлетворено - 335, что составляет - 93%.
В тоже время суды Санкт-Петербурга, Мурманской области отказывали в принятии таких административных исков на основании пункта 2 части 1 статьи 128 КАС РФ со ссылкой на отсутствие прямого указания в процессуальном законодательстве о праве прокурора по предъявлению административных исков данной категории.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2017 N 78-КГПР16-67 доводы кассационного представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на определение Смоленского районного суда г. Санкт-Петербурга об отказе в принятии административного искового заявления и апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда об отказе в удовлетворении представления прокурора признаны обоснованными, а судебные постановления отменены.
Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами кассационного представления о том, что положения статьи 39 КАС РФ об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 31 КАС РФ, устанавливающую порядок производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Вместе с тем из буквального толкования нормы части 2 статьи 281 КАС РФ следует, что правом на обращение в суд с административным исковым заявлением обладает только руководитель медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.
Аналогичные нормы содержатся в части 1 статьи 275 КАС РФ, регулирующие порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, в стационарных условиях в недобровольном порядке.
С учетом изложенного и в целях формирования единообразной правоприменительной практики законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 275 и 281 КАС РФ в части закрепления права прокурора, на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан.
Внесение данных изменений особенно актуально в условиях введения новеллы в институт представительства - обязательное наличие высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ). Медицинские организации, не имеющие в штате собственного юриста и, соответственно, лишенные полномочий по ведению административного дела в суде, направляют материалы в прокуратуру с просьбой обратиться в суд в порядке статей 39, 275, 281 КАС РФ.
Реализация закона позволит повысить уровень правовой защищенности граждан.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.