Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 583476-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, а также членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий и инвалидов боевых действий, независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносятся изменения в статьи 14, 16, 21 и 23.2 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающие обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий независимо от даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях (вставших на учет до 1 января 2005 года и после указанной даты) и независимо от имущественного положения.
В настоящее время за счет средств федерального бюджета жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды и ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 года (статьи 14, 16, 21 и 23.2 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ).
Обеспечение жильем данных категорий граждан может осуществляться путем предоставлениям единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (статья 23.2 в редакции Федерального закона от 16 октября 2012 года N 169-ФЗ).
Полномочия по обеспечению жильем данных категорий граждан Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем указанных субвенций определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (Минстроем России).
Целевое финансирование государством социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, направлено на выполнение обязательств по обеспечению жильем тех категорий граждан, которые состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях на 1 января 2005 года, но не были им обеспечены до указанной даты.
Нормами статей 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" (действовавшими до 1 января 2005 года) нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам боевых действий, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий предоставлялось право по обеспечению жильем в первоочередном порядке, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, которые стояли в общей очереди нуждающихся в жилье.
При этом расходы на обеспечение жильем возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 18 ноября 1998 года N 172-ФЗ).
Инвалиды боевых действий, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых, вставшие на учет после 1 января 2005 года, жильем обеспечиваются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (согласно статье 49 которого жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам по общим основаниям, установленным статьей 51 кодекса).
Независимо от имущественного положения за счет средств федерального бюджета жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Предлагаемые законопроектом изменения, направленные на обеспечение жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий вне зависимости от даты постановки на учет и имущественного положения приведут к увеличению расходов федерального бюджета.
Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования, поскольку реализацию дополнительных расходных обязательств Российской Федерации предлагается осуществлять в пределах выделяемых средств федерального бюджета.
Следует отметить, что субъектам Российской Федерации субвенции предоставляются на исполнение полномочий по обеспечению жильем вставших на учет до 1 января 2005 года категорий граждан, установленных как Федеральным законом "О ветеранах", так и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов).
Согласно информации, представленной субъектами Российской Федерации Минстрою России, по состоянию на 1 января 2017 года количество не обеспеченных жильем вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий составляет 26 025 человек (инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов - 66 365 человек).
В 2016 году жильем было обеспечено 3 723 человека, из них 1 277 ветеранов и инвалидов боевых действий (объем средств федерального бюджета на 2016 год составлял 2 342,1 млрд. рублей).
На 2017 год объем субвенций на осуществление субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем указанных категорий граждан запланирован в размере 2,4 млрд. рублей (общая потребность составляет более 51 млрд. рублей).
На 2018 год и 2019 год запланировано по 4,0 млрд. рублей (общая потребность - 48,7 млрд. рублей и 44,7 млрд. рублей соответственно).
При этом увеличение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, не является основанием для обязательного увеличения бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что обеспечение граждан жильем происходит в порядке очередности по дате постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Предложение об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, может привести к длительному периоду ожидания ими предоставления жилого помещения или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Необходимо, прежде всего, выполнить взятые государством обязательства по обеспечению жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отмечает необходимость финансового обеспечения законопроекта.
Комитеты Совета Федерации по социальной политике, по обороне и безопасности законопроект не поддерживают.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На проект федерального закона поступило 60 отзывов от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти 47 субъектов Российской Федерации: за принятие законопроекта - 5 субъекта Российской Федерации, мнение 42 субъектов Российской Федерации не выражено (мнения разделились или отзыв одного из органов государственной власти субъекта РФ отсутствует).
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 583476-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.