Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 612106-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях),
внесенный Государственным Советом Республики Коми
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16.10.2014 года (выписка из протокола N 197, п. 30) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 612106-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), внесенный Государственным Советом Республики Коми (далее - законопроект), в рамках своей компетенции.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 14, 16, 21 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которыми инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий предоставляется право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлен на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 990-О-О).
Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Комитет поддерживает идею обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий вне зависимости от даты их постановки на учет нуждающихся, но в то же время отмечает, что финансовое обеспечение расходных обязательств, предусмотренных законопроектом, предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета.
Дополнительно обращаем внимание на то, что аналогичные нормы содержатся в проектах федеральных законов N 340732-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", внесенном Сахалинской областной Думой и N 583476-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", внесенном Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение в пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее словами ", инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий и членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий".
Между тем, в настоящее время с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при предоставлении земельного участка не снимаются граждане, имеющие трех и более детей.
В настоящее время на основании статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правом приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки обладают граждане, имеющие трех и более детей (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации), а также военнослужащие (статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Таким образом, ни в Земельном кодексе Российской Федерации, ни в других федеральных законах не установлены нормы, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, инвалидам боевых действий, ветеранам боевых действий и членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.
При приобретении в собственность земельного участка утрачивается статус малоимущего гражданина, так как земельный участок, как объекта недвижимого имущества, имеет определенную материальную ценность в виде его стоимости, в связи с чем гражданин и снимается с учета как нуждающийся, т.к. имеет материальные средства в виде имущества на самостоятельное обеспечение своих жилищных прав.
Более того, если земельный участок был предоставлен бесплатно именно в целях улучшения жилищных условий как мера социальной поддержки, то повторное получение этими же гражданами за счет средств бюджета аналогичных по своей природе социальных выплат не может быть поддержана.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 612106-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Республики Коми, в представленной редакции.
Председатель Комитета | Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.