Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 794488-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
(в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, независимо от даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях),
внесенному Законодательным Собранием Амурской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 08.06.2015 года (выписка из протокола N 241, п. 86) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - соисполнитель (далее - Комитет) в рамках своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 794488-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, независимо от даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях), внесенный Законодательным Собранием Амурской области (далее - законопроект), в части своей компетенции.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 14, 16, 21 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которыми инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий предоставляется право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлен на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилых помещений иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в их получении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 990-О-О).
Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно с Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жилыми помещениями непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, предусмотренных законопроектом, предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, что авторами законопроекта не учтено.
Понимая всю важность поднятого вопроса, вместе с тем, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает возможным предложить субъекту права законодательной инициативы доработать проект федерального закона N 794488-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах".
Председатель Комитета | Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.