Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 717580-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и передаче его в собственность бесплатно или по договору социального найма),
внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, А.Ю. Брыксиным, В.Ф. Шрейдером, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, Н.И. Борцовым; членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также С.А. Поддубным, А.А. Озеровым, И.А. Чирковой, Е.Ю. Ушаковой, А.В. Казаковым, М.Н. Гасановым, О.Л. Михеевым, А.В. Кузьминой, О.В. Хоронжук в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 717580-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и передаче его в собственность бесплатно или по договору социального найма).
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривающие, что по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицу, из числа указанных в настоящей статье, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и передачи его по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По мнению авторов проекта, ввиду прекращения приватизации (на момент внесения проекта в Государственную Думу предполагалось, что процесс приватизации будет окончен 1 марта 2015 года) проект направлен на создание альтернативной возможности для осуществления детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего права на жилище.
1. В этой связи, необходимо обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2017 года N 14-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" приватизация жилищного фонда продлена на неопределенный срок. Иными словами, указанная категория граждан, имеющая право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, сможет их приватизировать без ограничений по сроку.
2. Вместе с тем, следует также обратить внимание, что представленным проектом обязанностью передачи объекта недвижимости из государственной в частную собственность наделяются именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В предлагаемом правовом механизме гражданин лишь может выбрать: принять жилье в собственность или заключить договор социального найма (как предусмотрено в настоящий момент).
В механизме же приватизации инициатива по передаче жилья из государственной собственности в частную собственность принадлежит именно гражданину.
3. Дополнительно, необходимо отметить, что порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещения по договорам найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет, установленный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действует с 1 января 2013 года.
Таким образом, реальная потребность в предложенном правовом механизме возникнет не ранее 1 января 2018 года.
4. Следует отметить, что проектом предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма должна происходить в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, согласно действующей редакции абзаца третьего пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ принятие решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключение с указанными гражданами договора социального найма осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно подпункту "ж" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В этой связи, представляется, что передача с регионального на федеральный уровень полномочия по установлению порядка распоряжения собственностью региона не вполне обоснована.
5. Необходимо отметить, что по информации отдельных регионов (например, Пензенская область) опыт предоставления жилых помещений данной категории лиц показал, что предоставляемое им жилье по договорам найма специализированного жилого помещения зачастую используется не по назначению (сдается в аренду, пустует), а в последующем приватизируется и продается (в том числе, становится объектом мошеннических действий). Высказываются предложения не о передаче жилья в собственность, а, наоборот, о возможности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации перезаключать с указанными лицами договоры найма специализированного жилого помещения без ограничений (по количеству сроков).
С другой стороны, по мнению Комитета, предложенный авторами механизм будет способствовать более оперативному решению жилищных проблем указанной категории граждан независимо от механизма приватизации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета | Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.